flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Железная дорога Беломорск (Сорокская) - Обозерская.

Одна из самых малоизвестных железных дорог в России. Вернее её хорошо знают только жители северных регионов европейской России, которые ездят в этих местах и особенно жители Мурманской области.
Это железнодорожная перемычка, связывающая Мурманский и Архангельский магистральные ходы на север. Один из которых это северная ветка Октябрьской дороги - на Мурманск, второй - главный ход Северной дороги от Москвы через Вологду и далее на Архангельск.
Строилась дорога частично силами заключенных и в авральном режиме перед самой войной. Закончили как раз к 1941 году, словно предвидели, что уже в начале осени финны перережут Кировскую магистраль в Карелии и вот именно эта дорога, Беломорск (Сорока) - Обозерская, в конечном итоге спасет порт Мурманск, всё советское Заполярье и поставки по ленд-лизу через Кольский залив.

Это одна из самых глухих и безлюдных железных дорог в России. Длина ее около 400 километров. Проходит примерно вдоль южного побережья Белого моря, через Поморский берег.
Правда к самому морю жд полотно нигде не приближается и из окна весь день видны только глухие северные леса и реки текущие на север к побережью Белого моря.
Сравнительно крупная станция на всем участке одна - Малошуйка. Она же - самый крупный населенный пункт на всем этом участке. Ну еще станция Сумской посад недалеко от Беломорска, тоже выделяется.

Дорога однопутная, но с большим количеством разъездов, где вообще никто не живет. В связи с чем управление стрелками и всем остальным идет в удаленном режиме, из управления Северной дороги в Ярославле.
Строение пути достаточно мощное - под движение тяжелых поездов. Электрифицирована в стандарте переменного тока уже в этом столетии, в начале нулевых. Соответственно обладает достаточно новой контактной сетью и вообще всей образно говоря - "электронной и прочей начинкой".
Важнейшее стратегическое значение дорога имеет и на сегодняшний день, связывая наши северный порты с центром страны.

На линии есть интенсивное грузовое движение под новыми электровозами 2(3)ЭС5К из депо Кандалакша. Ни один старый ВЛ80С Северной дороги замечен не был, только "Ермаки".
На многих разъездах они нас пропускали, причем в обе стороны. Но и наш 551-й поезд не слишком торопился, шел этот участок почти 10 часов - это крайне медленно. Похоже нас просто пустили по нитке обычного грузового поезда.
Зато было время насладиться глухими северными лесами в окнах поезда и подышать этим воздухом на многочисленных остановках, которого так не хватает жителям современных мегаполисов. Комариков покормить местных.
В том месте, где дорога начинается, у Беломорска, она почти что сразу пересекает по мосту широко известный Беломор-канал.
Я отснял ее практически всю, от начала и до конца из последнего вагона, в котором ехал. Не пролежал этот ясный день на полке.

1. Старая карта этой жд линии.



2. Отделяемся от Мурманского хода.


3. А это съезд на юг, в сторону Петрозаводска.


4. Железнодорожный мост через Беломорско-Балтийский канал (реку Сороку).


5.


6.


7. Через несколько километров еще один - разводной Шижненский мост. Тоже по всей видимости является частью Беломорско-Балтийского канала.
Как все тут сложно однако.
Обладает уникальным и необычным разводным механизмом.


8.


9.


10.


11. Типовой безлюдный разъезд на этой линии.


12.


13.


14. Первая более-менее крупная станция - Сумпосад.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.


32. Малошуйка - крупнейший населенный пункт на этой линии. Тут же проходит граница Северной и Октябрьской дороги.
Расположена почти посередине пути от Беломорска до Обозерской.
Белое море тут совсем рядом.


33.


34.


35.


36. Похоже, что в Малошуйке на границе дорог, у некоторых поездов меняют тягу. Тут были замечены ЧС4Т (депо Киров).


37.


38.


39.


40. Движение грузовое ничего так.


41. Тут долгожданная долгая стоянка, около получаса.
Паровоз-памятник ЛВ-0235. Построен Ворошиловградским заводом в 1956 г. Установлен здесь в 2016 году.


42. Впервые моя нога ступила на земли нового для меня региона - Архангельской области.


43.


44.


45. Интересная историческая справка.
Современное население поселка 2900 человек. Места обладают определенным туристическим потенциалом - рядом побережье Белого моря, старые поморские деревни с деревянными церквями. Охота, рыбалка, грибы и ягоды в несметных количествах.


46. Новое каменное здание вокзала.


47.


48.


49. Ремонтные работы на линии.


50.


51.


52.


53.


54. Река Онега просто сразила меня своей мощью!


55.


56.


57.


58. Платформы местами короткие.


59. Этот нас пропускает вперед.


60.


61. Станция Обозерская. Тепловозный ход на Архангельск. Конец нашей Беломорской дороги. Виден 2ТЭ10 из депо Исакогорка.
Не могли уже в нулевые до Архангельска "шнурок" дотянуть.



62.




После большой и затратной поездки блог нуждается в скромной и посильной поддержке от друзей и подписчиков:
карта СБ России 5469 5500 5863 0507


Tags: Архангельская область, Железная дорога, РЖД
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments