flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Дагестан и Чечня глазами туриста из Петербурга. Май 2021 года.

https://www.facebook.com/anton.detch?comment_id=Y29tbWVudDoyOTkzMDIyODgxMDIxNDY5XzI5OTMxNjEwNzc2NzQzMTY%3D
Источник.

Один питерский виртуальный знакомый на майские смотался на Северный Кавказ, в республики которые еще совсем недавно были ну совсем не туристические.
Кстати ковид поспособствовал росту туризма в эти достаточно малоизвестные и не слишком раскрученные регионы России. В этом году регион №05 (Дагестан) едва справился с потоком приезжих.
Пусть этот репортаж поспособствует раскрутке туристического потенциала этих совсем неизвестных широкой публике регионов. Ведь это тоже наш российский юг и тёплое море там тоже есть.
Я был в Дагестане 11 лет назад, и глядя на эти фото вижу, что сдвиги есть и они значительные.
Все фото его авторства, комментарии тоже. Взято с его страницы в фейсбуке с разрешения автора.


Вначале немного столицы Чечни - города Грозного.
Дальше, кроме железнодорожной части в самом конце, идет текст автора.

Уезжая с Кавказа, решили взглянуть "как там у чеченов".
Доехали до Хасавюрта на электричке.
Хасавюрт нам показался дырой, и осматривать достопримечательности мы не стали, а сразу вызвали yandex такси в Грозный.
Характерно, что опции "комфорт-плюс" даже не было. Исключительно "эконом".
Нас аккуратно довез молодой бородатый паренёк дагестано-чеченец на плеоре на газу.
После границы с Дагестаном сразу пошел идеальный автобан.
Вообще чеченские дороги впечатлили. Очень даже.
Свернули с трассы Кавказ на Аллерой. Там тоже был в основном автобан или расширение-спрямление дороги было в процессе.
Насколько хватал взгляд все деревни вокруг трассы были облагорожены. Никакого тлена вообще.
Начиная с Аргуна была многополоска с ограничением 40 км/ч, которое все соблюдали, ибо камеры.
Автопарк новый. Развалюх вообще не видели. В общем, все что видели выглядело ухоженно и зажиточно.
Грозный весь вылизан.
На зданиях портреты Путина и Ахмата Кадырова ошую. Реже Путина и Ахмата ошую, а Рамзана Ахматовича одесную. Иконографика проработана до мелочей.
Центральная улица - проспект Путина пересекая реку Сунжа, там где мечеть и небоскрёбы, плавно переходит в проспект Кадырова. Все как положено.
Нарядный народ гуляет, селфится и сидит в ресторанах. Женщины в спецовках чистят и так идеально чистый город и наводят лоск.
Бороды любого фасона. Видимо, стрижка бород хороший бизнес.
Школьники и студенты - белый верх с галстуком, чёрный низ.
Впечатление, как от исламской страны, набитой нефтедолларами.
Ислам преобладает, но без фанатизма. Женщины, как правило в платках, но не обязательно. Бывают и в платке и в миниюбке и с глубоким декольте. Когда с главной мечети послышался призыв муэдзина, никто не попадал.
На задних стёклах машин иногда портрет Кадырова. Таксист объяснил, что это способ обойти запрет на тонировку.
Много вооруженной полиции. ГИБДД почти на каждом перекрёстке. Регулируют проезд важных людей, коих тоже не мало.
Карты не любят. Принимают наличными и банковским переводом.
В аэропорту за перевес и негабарит открыто брали взятки. Милая женщина средних лет, в очках и платочке, говорила:
- У вас перевес три килограмма. По закону с вас две тысячи, не я эти правила выдумала. Вот положите на стойку пятьсот и мы примем. Нет! Переводы я не беру! Это деньги не мне лично в карман!
Грабили они, конечно, не государство, а вполне частную авиакомпанию Smart Avia.
Летели домой через Симферополь. Аэропорт там шикарный. Кадырову и не снилось...

1. Грозный-сити



2.


3.


4. Бульвар Махмуда Эсамбаева


4. Проспект Темнейшего


5. Проспект Темнейшего


6.


7. Бульвар Махмуда Эсанбаева


8.


9.


10.


11. Табличка с названием проспекта. Только так.


В 2003 году ООН назвала Грозный самым разрушенным городом на Земле
В апреле 2000 года закончились активные боевые действия.
В 2002 году ликвидирован Хаттаб
В 2003 ликвидирован Руслан Гелаев
В 2004 году в результате теракта погиб Ахмат Кадыров.
В 2005 уничтожен Аслан Масхадов.
В 2006 уничтожен Шамиль Басаев.
Война сопровождалась абсолютно бесчеловечными терактами против гражданского населения. Атаки смертников, подрывы зданий и мест скопления людей, захват заложников, подрывы поездов и самолетов.
Это самые крупные:
Сентябрь 1999 года. Взрывы жилых домов в России. Буйнакск, Москва, Волгодонск. Погибло 307 человек, ранено около 1700.
9 мая 2002 года. Подрыв мины на параде в Каспийске. Погибло 43 человека, ранено около 120.
Октябрь 2002. Теракт на Дубровке, захват театра. Погибло 130 человек. Ранено около 700
Декабрь 2002. Подрыв двух грузовиков у дома правительства Чечни. Погибло 71 человек, ранено 640.
Май 2003. Взрыв УФСБ Надтеречного района. Атака смертников на заминированном автомобиле. Погибло 59 человек, ранено 120.
Июль 2003. Подрыв смертницы на рок-фестивале «Крылья» в Москве. Погибло 15 человек, ранено 60.
Август 2003. Подрыв автомобиля у военного госпиталя в Моздоке. Погибло 52 человека, ранено 82.
Декабрь 2003. Подрыв смертника в электропоезде Кисловодск-Минеральные воды. Погибло 46 человек, ранено 170. До этого в сентябре этого же года поезд уже взрывали.
Август 2004 года. Взрыв в воздухе двух авиалайнеров с интервалом в одну минуту. Погибло 90 человек, все пассажиры и члены экипажа.
Сентябрь 2004 года. Беслан. Захват школы. Погибло 333 человека, ранено более 800.
В апреле 2009 отменен режим КТО.

12. Грозный 20 лет назад.


13. Квас.


14. Город воинской славы.


15. Сунжа с ее характерной глинистой водой.


16. Кафе "Майдан".


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23. Мечеть "Сердце Чечни".


24.


25.


26. Театр.


27.


28. Мемориал жертвам борьбы с террором.


29.


30.


31.


32. Аэропорт.


33. Зал ожидания в аэропорту.


34. Дорога сразу после границы Дагестана и Чечни.
С нулевых всё ушло сильно вперёд. Паренёк нас покатал от Хасавюрта до Грозного. Здесь сеть автобанов или очень приличных дорог.


Теперь Дагестан, в котором автор побывал перед Чеченской республикой.
35.


36. Махачкала.


37. Сталин.


38.


39.


40.


41. Я помню эту площадь в 2010 году. Она тогда вся была перегорожена бетонными блоками.


42.


43.


44.


45. Троллейбусная остановка.


46.


47.


48.


49.


Поездка в горный Дагестан.
50.


51.


52.


53. "В память о народном подвиге в Кавказской войне".


54.


55.


56.


57.


58.


59.


60.


61. А вот бродячие коровы никуда не делись.


Дербент - самый южный и самый старый город России.
Смысл города в том, что древние стартаперы заметили, что в этом месте Кавказские горы ближе всего подходят к Каспийскому морю. Ну и перекрыли проход двойной стеной, обложив данью торговлишку. А проходил здесь шёлковый путь. Не так мало.
Стартап, судя по всему, выстрелил, так как за контроль над незамысловатым бизнесом произошло множество войн.
Город сильно отличается от Махачкалы. Больше похож на азербайджанский или турецкий. Здесь гораздо чище.
Судя по всему богоспасаемый федеральный центр вваливает сюда деньги.
Приводится в порядок старый город.
За последние годы создали несколько пафосных пешеходных зон.
Строят набережную длиной 12 км вдоль песчаного пляжа.
Первый километр уже сдан.
Вокруг прекрасные, покрытые лесом горы.
Съездили на Ханагский водопад, ощутил силу воды. Шваркнуло будь здоров.
Посетили экраноплан Лунь.
Прогулялись у крепости, по-старому городу, прошлись по пешеходным зонам.

62.


63.


64.


65.


66.


67.


68.


69.


70.


71.


72.


73.


74.


75.


76. В 20 км от Дербента вытащили на пляж памятник исчезнувшей цивилизации. Экраноплан Лунь. Каспийский монстр.
Здесь планируют устроить парк "Патриот".


77.


78.


79.


80.


81.


От Дербента на юг к азербайджанской границе.
Назим, зять администратора отеля взял нас покатать по местным достопримечательностям, за что ему большое спасибо. Достаточно было ему с кем-нибудь поговорить, найти общего родственника или знакомого и открывались любые двери.
На юге Дагестана вдоль реки Самур живут в основном лезгины.
Реликтовый Самурский лиановый лес.
Ферма по выращиванию осетров.
Древний платан. Ему 700-800 лет. Платаны пришли в Дагестан вместе с исламом и поэтому особо почитаются.
У нас на глазах змея съела лягушку.
Купание в Каспийском море на пляже с коровами. Вода холодная, но поплавал 10 минут. Вода чистая и солоноватая.
Сдуру сбились с пути и застряли в реке, но набежали лезгины и нас вытащили.
Обед в шикарно обставленном ресторане "Импульс" в Магарамкенте. Вокруг ходили кошки и павлины.
Потом поехали вверх по долине реки Самур с видом на самую высокую точку Дагестана заснеженную гору Базардюзю 4466 метров. Туда, вроде, возят на уазиках.
Потрясающая по красоте долина. На небольшом участке по реке Самур проходит граница с Азербайджаном.
Селение Ахты. Там где сливаются Самур и Ахтычай. Крепость. Старинная мечеть.
Вечером зашли в Ахтынские бани принять родоновые ванны. Горячая вода проходит через сланцевые толщи и лечит от всех болезней. Бани там обустроили с царских времён. Мы были в "Офицерских банях". Есть еще "Солдатские", "Женские" и так далее. Везде свой источник.
В ванну зайти практически нереально настолько она горячая. Температура выше 50С. Я выдержал минут пять. Потом еще немного.
На обратном пути полдороги перегородил камнепад. Горы штука интересная и коварная.
82.


83.


84.


85.


86.


87.


88.


Теперь для меня самое интересное.
89. Махачкала. Железная дорога как и в Сочи идет вдоль пляжей.


90. В дагестанской электричке на юг республики - в Дербент.


91. Станция Дербент.
Со слов автора встречный грузовых не было, а ведь от Махачкалы до Дербента не так уж и близко ехать.
И действительно накат виден только на двух путях. Странно, ведь это магистральный ход на Баку. Электровозы ВЛ60, которые я видел в 2010 году, уже все видимо списали.
А вообще фотографий железной дороги из Дагестана на тематических сайтах мало, поэтому каждая на вес золота.


92. Все электрички в Дагестане из депо Минеральные воды, своих местных нет. Конкретно эта выпущена в 2000 году.
От Минвод прилично до Махачкалы перегонять их. Электровозы ВЛ80 тоже приписаны к депо Батайск.
Тут переменка и островная электрификация, разорванная по Чеченской республике во время войны. В Дербенте кстати стыковая станция. Дальше на юг в Азербайджан уходит полигон постоянного тока, захватывающий всё Закавказье.

От Хасавюрта до Махачкалы ходит две пары электричек в сутки. На юг вдоль побережья, от Махачкалы до Дербента ходит тоже всего две пары - утром и вечером.
Так что тут работает всего несколько 4-х вагонных электропоездов.

93.


Снято на телефон перед станцией Дербент.

Tags: Кавказ, Юг России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments