flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Город Малая Вишера.

Как у Москвы есть Кимры, где можно быстро смотаться и глянуть на жизнь ближайшего региона (Тверская обл.) с северо-западной стороны, так у Санкт-Петербурга есть Малая Вишера - ближайший по доступности городок в соседней Новгородской области, если не считать Чудово конечно.

Этот 10-тысячный город как уже писал возник в середине XIX века благодаря строительству железной дороги Санкт-Петербург - Москва. Его заложили на 160-м километре от столицы, что составляло четверть пути до Москвы. Был построен роскошный вокзал I класса (1856) и большое паровозное депо (1860). Я это уже показывал в предыдущих постах.
До открытия станции в этих лесных местах существовало лишь несколько небольших погостов.

Первой постройкой Малой Вишеры принято считать казённую избу для приказчика, десятника и других распорядителей строительства этого участка Николаевской железной дороги, выстроенную в 1843 году артелью крепостных крестьян на берегу реки Малая Вишера.

Основные вехи истории этого населенного пункта:
18 декабря 1871 года поселение на станции Малая Вишера было переведено в разряд посада.

В 1868—1874 годах во время охотничьих поездок по линии Николаевской железной дороги два раза в сезон Малую Вишеру посещал император Александр II.
5 февраля 1874 года Малую Вишеру посетил император Австро-Венгрии Франц Иосиф. 6 февраля 1874 года Франц Иосиф и Александр II охотились вблизи Малой Вишеры на медведя.

В 1879 году состоялся первый в России телефонный разговор по проводам на линии Петербург - Малая Вишера.

В 1881 году предприниматели Курженкины открыли Стекольный завод.

В 1917 году, в ночь с 28 февраля (13 марта) на 1 марта (14 марта) на станцию Малая Вишера прибыл царский поезд с императором Николаем II, направлявшийся в Царское Село. Здесь состав был задержан, так как дальнейшие станции Любань и Тосно оказались заняты войсками, восставшими в результате Февральской революции.
В итоге поезд повернул назад на Бологое, а оттуда на Псков.

10 марта 1918 года при переезде Совнаркома из Петрограда в Москву, на станции Малая Вишера поезд с В.И. Лениным столкнулся с враждебно настроенными анархистскими матросами, самовольно бежавшими с фронта. «Анархистский поезд» был разоружён с помощью латышских стрелков.
В 1918—1927 годах Малая Вишера была административным центром Маловишерского уезда Новгородской губернии.

В 1921 году Малая Вишера получила статус города.
Во время Великой Отечественной войны Малая Вишера 24 октября 1941 года была оккупирована войсками 16-й армии вермахта в ходе наступления на Тихвин. Однако менее чем через месяц в результате контрнаступления 20 ноября 1941 года город был освобождён войсками Красной армии. Потом тут располагался штаб Волховского фронта.
В 1961 году сюда пришла первая электричка из Ленинграда.

Максимальное население 17 тысяч составляло в 1939 году. Перед крахом СССР население городка было 15 тысяч, сейчас всего 10.
Экономика города представлена деревообрабатывающим заводом и железной дорогой. Это самые крупные местные источники рабочих мест.
Все остальное это торговля и бюджетная сфера.
В настоящее время является достаточно показательным населенным пунктом, в небогатой и малонаселенной Новгородской области России. Настоящая северо-западная глубинка, причем в зоне быстрой досягаемости из крупного мегаполиса.
Но ближайший город Новгородской области Боровичи (если не считать сам областной центр), до которого тут примерно километров 120, выглядит сильно получше. Я бывал в Боровичах в 2014 году.

1.



2. На улице Красноармейской, которая находится от центра по другую сторону железной дороги.


3.


4. На первом этаже еще кто-то живет.



5.


6. Двухэтажный деревянный жилой дом. Построен в 1932 году.


7.


8.


9. Дореволюционное здание.


10. Сохранившаяся брусчатка.


11.


12.


13. Река Малая Вишерка.


14.


15. Местная остановка. Есть один регулярный автобусный маршрут.
Обратите внимание на старую бетонную оградку.


16.


17. Местная церковь Николая Чудотворца. Построена в 90-е годы, на месте уничтоженного каменного дореволюционного храма.


18. Мост с главным ходом Октябрьской магистрали тщательно защищен от случайного столкновения по высоте.


19.


20.


21. Центр городка находится с юго-западной стороны от железной дороги.
Тут все рядом. 2-3-х часов хватит, чтобы обойти всё достойное внимания.


23. Мемориал погибшим землякам, а также павшим в боях за город в 1941 году.


24.


25. Вся основная торговля сосредоточена в центре.


26


27. Двухэтажный деревянный жилой дом. Построен в 1886 году.


28.


29. Центральная улица - Московская.


30.


31.


32.


33.


34.


35.


36.


37. Отделение связи.


38. Центральная площадь.


39.


40.


41.


42. Здание местной администрации - самое красивое в городе.
Особняк купцов Курженковых, построен в 1910-е гг. в стиле модерн.


43.


44.


45. Гостиница.


46. Вид на особняк Курженковых с другого ракурса.


47.


48.


49. Вдоль железной дороги идет улица Революции (бывшая Николаевская, в честь дороги).


50.


51.


52.


53. Двухэтажный деревянный жилой дом.
Построен в 1953 году. А на "угнетаемой москалями" Украине в эти же годы уже кирпичные дома строили в провинциальных городках.
Тут конечно много леса, но кирпичные дольше стоят и не такие пожароопасные.


54. Здание принадлежит РЖД.


55.


56.


57. Снова переходим на другую сторону от железной дороги и идем в сторону Стекольного завода.


58. Дореволюционный домик.


59. Опять идут деревянные послевоенные дома.


60. Какое-то предприятие связанное с железной дорогой.


61.


62. Дом 1986 года постройки.


63. Пятиэтажки 60-х годов. Тут есть газ.


64.


65. Эта часть городка наиболее зажиточная, если так можно выразиться.


66.


67.


68. Вот и Стекольный завод. Вернее его площадка и заброшенные корпуса.
Этот завод все видят из окон поездов, когда проезжают через Малую Вишеру.


69. На территории.


70.


71.


72. Надпись над проходной.


73. Похоже на недострой.


74.


75.


76.


77. Вот и главный производственный корпус. Вид со стороны жд путей.


78. Двухэтажные кирпичные дома для работников завода..
Построены в 1953 году.


79.


80. Сараи из старых вагонов - верная примета всех городков у железной дороги.


81.


82.


Tags: Новгородская область., поездки по Северо-Западу России
Subscribe

  • Тихвин. Монастырь и город.

    Тихвинский монастырь - одна из главных святынь Российского северо-запада. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь основан по указу Ивана…

  • Мы Русские, с нами Бог!

    Есть у нас в Питере памятник. Поставили его уже давненько, но уже при мне, в августе 2014 года, как раз к 100-летию Первой Мировой войны, у…

  • День Крещения Руси.

    В Киеве в этот день прошел Крестный ход Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) в честь Дня крещения Руси. Несмотря ни на что, он…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Тихвин. Монастырь и город.

    Тихвинский монастырь - одна из главных святынь Российского северо-запада. Тихвинский Богородичный Успенский монастырь основан по указу Ивана…

  • Мы Русские, с нами Бог!

    Есть у нас в Питере памятник. Поставили его уже давненько, но уже при мне, в августе 2014 года, как раз к 100-летию Первой Мировой войны, у…

  • День Крещения Руси.

    В Киеве в этот день прошел Крестный ход Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) в честь Дня крещения Руси. Несмотря ни на что, он…