flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

"Окно в Европу".

Арт-объект под названием "Окно в Европу".
Стоит на Кронштадском форте "Константин" у самого Морского канала, который в этом месте пересекает дамбу, проходя над автомобильным тоннелем.
Где-то там на западе за линией горизонта - Финляндия, Швеция и остальная Европа
На самом деле морское "Окно в Европу" в этом месте для России совсем не виртуальное, а вполне реальное и осязаемое. Ведь времена когда Россия владела обширным Балтийским побережьем от Питера до Калининграда давно позади. Уже 30 лет Калининград отрезан от континентальной России и только в Ленинградской области через целую сеть морских портов осуществляется транспортная связь с европейским и атлантическим пространством по самому короткому маршруту.
Чего стоило России в прошлые столетия пробивание этого "окна", каких тяжелых войн и даже новая столица Санкт-Петербург была во многом заложена именно ради этого геополитического проекта.
А до начала XVIII века еще допетровская Россия лежала далеко на востоке Европейского материка, фактически отрезанная от торговых путей и выходов к морям. И только через Архангельск была возможна связь по морю с внешним миром. Но для этого надо было совершить длительное плавание через арктические воды и обогнуть всю Европу с севера.
К Тихому же океану мы полноценно вышли вообще только в начале прошлого XX века, когда был проложен Транссиб.
На Черном море даже после триумфальных побед времен Екатерины Великой в XVIII веке, Турция еще долго была препятствием для свободного судоходства. И только в веке XX-м этот вопрос для Черного моря был кажется решен окончательно. По крайней мере для мирного времени.
Вот такая у нас сложная географическая судьба, от которой не уйдешь и не отмахнешься.
1.



2.


3.


Побывал я там в прошлые выходные во время посещения Кронштадта.
Очень интересное и видовое место. В предыдущий раз я был на нем зимой и в очень туманную погоду.
Форт "Великий Князь Константин" - один из бывших артиллерийских фортов, защищавших некогда гавани Кронштадта с юга. Входил в число самых крупных артиллерийских фортификационных сооружений Кронштадта. Строился и укреплялся весь XIX век, проделав путь от деревянного до каменного.
В свои лучшие времена, а это 60-70-е годы XIX века, имел броневую защиту, казармы с личным составом, 11 нарезных орудий, мортиру, самую на то время современную оптику.
Позже был соединен дамбой с островом Котлин, где располагалась главная база Русского Балтийского флота - Кронштадт.
И это была только часть тех многочисленных артиллерийских укреплений, которые создавались тут в заливе и на его берегах, подряд полтора века, делая неприступной с моря столицу Российской империи.
Кстати уже в Великую Отечественную войну вся эта мощная артиллерия на фортах, создаваемая очень долго на морских подступах к городу и собственно сама морская крепость Кронштадт, сыграли важнейшую роль в удержании Ленинграда и Ораниенбаумского плацдарма, который образовался на южном берегу Финского залива.
В других войнах здешним укреплениям не приходилось сражаться в полную мощь, как именно в последнюю войну, уже при СССР.
В послевоенное время эти укрепления постепенно утратили свою актуальность для флота и стали объектом военно-историческим.
В XXI веке крупнейший форт "Константин", оказавшись на пути строительства автомобильной дамбы с тоннелем, полностью соединился таким образом с сушей и стал наиболее популярным и доступным для посещения фортом Кронштадта.
Сейчас сюда возят экскурсии, тут организовали музеи, водные прогулки, кафе и рестораны, стоянку для машин.
С "Константина" открывается отличный вид на створ морского канала, который пересекает петербургскую защитную дамбу.
С него наиболее удобно наблюдать за движением судов в морские порты Санкт-Петербурга. Особенно красивы летние вечерние проходы круизных лайнеров, которые можно было наблюдать в доковидные времена.
Неплохой обзор с "Константина" открывается также на контейнерный терминал "Моби-Дик", который пристроили к защитной дамбе.
Хорошо с него видны также форты "Александр I" (Чумной) и "Император Петр I", а также другие объекты.
Попасть на "Константин" можно только на автомобиле или на такси.
4.


5. Паромно-перегрузочный терминал ООО «Моби Дик».
Создан в 2002 году.



6


7.


8.


9. Гавань "Базы Литке".


10.


11. Артиллерийская батарея на восемь 11-дюймовых орудий, построенная в 1901 году.


12.


13.


14. Бывшие казармы.


15. Форт "Александр I" (Чумной).


16. Форт "Император Пётр I".
"1721 - 1724 гг., строитель Лейн Э., 1823 - 1824 гг., инж. Фуллон А.А.
Форт представлял собой сооружение круговой обороны. Главная башня, соединялась по флангам с двумя полубашнями. Горжевая часть с двумя проходами во внутреннюю гавань форта была вооружена 16 полупудовыми единорогами, а сами проходы перекрывались чугунными раздвижными мостами. На форте располагалось 422 человека гарнизона, вооружённого 97 орудиями."



17. Форт "Александр I" при большем приближении. За ним в глубине виден еще один знаменитый форт "Кроншлот".


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24. Батарея 6-дюймовых орудий системы Канэ.
Была оснащена восемью орудиями.



25.


26.


27. Акватория у прохода Морского канала через линию дамбы.


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.


35.


36.


37. "Действующее судопропускное сооружение С1 предназначено для пропуска морских судов в течение всего года.
Судопропускное сооружение представляет собой судоходный пролет с сегментными плавучими затворами - батопортами. Ширина судоходного пролета 200 м, глубина на пороге 16 м."



38.


39.


40.


41.


42.


43. Светящий навигационный знак на южной части прохода через дамбу.
В этом месте залив полностью не замерз и даже из-за узкозти, создаваемой дамбой есть довольно заметное течение!



44.


45.


46.


47. Форт "Павел I" ("Рисбанк").
1807 - 1812 гг., инж. Герард И., 1845 - 1859 гг., инж. Маслов В.И.
"Император Павел I", являющийся, по-существу, казематированной батареей, до своего разрушения был самым большим из когда-либо построенных фортов такого типа в Кронштадтской крепости. Начат постройкой в январе 1845 г. на месте старого, ещё деревянного форта "Рисбанк", от которого получил свое первоначальное имя. Возводился по тем же технологиям, что и "Александр I"



48. Судно идет в Санкт-Петербург из Балтийского моря.


Tags: Ленинградская область, Российская империя
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment