flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Дома архитектора Лишневского в Автово.

Вот же интересное открытие.
Я знал конечно, что в Автово несколько домов на проспекте Стачек, причем домов выделяющихся среди прочих, успели построить перед самой войной в 1939 году.
Но чтобы их архитектором был А.Л. Лишневский, тот самый знаменитый мастер Северного модерна, конечно не знал. Думал, что это уже новые советские архитекторы все это проектировали в модном тогда сталинском неоклассическом стиле.
А оказывается это был Лишневский, автор в том числе и знаменитого дома городских учреждений на углу Садовой и Вознесенского, дома с башней на Пяти углах, а также скандально известного дома с мефистофелем на Лахтинской.
Коротко о нем.
Родился на юге в Новороссии, в Херсоне в еврейской семье в 1868 году. Среднее образование получил в Одессе. В 1892 году закончил Императорскую академию художеств. В 1894 году принял православие.
С 1895 по 1901 год начал свою карьеру городским архитектором в Елисаветграде (Кировоград, Кропивницкий). С 1901 года - в Санкт-Петербурге, где стал крупным петербургским архитектором и автором многочисленных построек и проектов.
После революции продолжил работать архитектором в уже советском Ленинграде, где руководил мастерской Ленпроекта и был членом правления Ленинградского отделения Союза Архитекторов. Участвовал в конце 30-х годов в проектировании нового и перспективного на тот момент жилого района Автово, который должен был стать одним из образцово-показательных в советском Ленинграде.
Оказался в блокаде. В январе 1942 года с признаками сильной дистрофии был эвакуирован по "Дороге жизни", но вскоре умер от последствий голода в городе Ярославле в 74-х летнем возрасте. Вот такая судьба этого далеко не рядового человека.

А району Автово из-за войны не повезло. Только только появились самые первые красивые дома, была произведена планировка улиц, заложены фундаменты остальных, как грянула война.
В сентябре 1941 года линия фронта прошла примерно в трех километрах от Автово. Район был почти на передовой нашей 42-й армии, оборонявшей город.
И если чуть южнее у трамвайного парка им. Котлякова баррикады на проспекте Стачек строили в буквальном смысле из трамваев, то в Автово их возводили из строительных материалов для нового жилмассива, завезенных сюда перед войной. В ход шел кирпич, доски и чугунные фановые трубы. Это хорошо видно на сохранившихся фотографиях осени 1941 года.
Но немецкая 18-я армия не стала штурмовать Ленинград, из-за приказа Гитлера и банальной нехватки сил, перейдя к исключительно осадным действиям. План нацистов был - уморить население второго города России голодом и он частично удался.
Вот только наше командование в те недели об этом не знало и готовило город на Неве к уличным боям.
Но это уже совсем другая история.
А жертвой германского голодного геноцида оказался в том числе и знаменитый Петербургский архитектор с дореволюционным стажем.
Интересно помнят ли своего бывшего главного архитектора в украинском Кировограде?

После войны строительство в Автово было продолжено и в 50-е годы закончено, но архитектурный стиль уже заметно отличался от довоенного.

1. Дом Лишневского на проспекте Стачек. 1939.



2. И второй, почти такой же.


3. Дома послевоенные.


4.


5. Баррикады в Автово в сентябре 1941 года.


6.


7.


8. Герб Санкт-Петербурга на фасаде дома городских учреждений на углу Садовой и Вознесенского. 1906.


9.


Tags: Ленинград, СССР, Санкт-Петербург
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments

Recent Posts from This Journal