Расположена близко от центра Петербурга и имеет рядом стоящую одноименную станцию метро, которая появилась сравнительно недавно (2008).
Станция эта возникла в самом начале XX века на так называемой Путиловской жд ветке Петербургского жд узла.
Путиловская ветка, которую построили еще в XIX веке, идет от Финляндского жд моста через Неву, пересекает со съездами все направления уходящие на юг и уходит в грузовой морской порт Петербурга. Особенно много съездов станция Волковская имеет в сторону станции СПб-Московский-Сортировочный. Есть постепенно приходящие в упадок многочисленные ответвления в промышленные и складские зоны.
Сквозное грузовое движение здесь достаточно интенсивное.
1. В том месте где стоит станция метро "Волковская", а железная дорога по мосту пересекает Волковский проспект, есть достаточно много свободного места для строительства нового пассажирского терминала для будущей городской электрички или даже для поездов дальнего следования. Разговоры и публикации об этом как раз появились в этом году.
Единственной проблемой для организации движения пассажирских поездов по станции Волковская, является отсутствие съездов на главный ход СПб - Москва. Все ветки с Волковской в эту сторону, уходят по мостам над ГХ только на сортировочную грузовую станцию, которая отделена от главного пассажирского хода на Москву.
А значит, чтобы реализовать проект нового вокзала, понадобится строительство новых съездов-эстакад с главного хода, что затронет не только станцию Волковскую. Кроме всего прочего необходимо как-то отделить грузовой поток поездов от пассажирского, потому как убрать грузовые поезда с Волковской невозможно - движение из портов не такое уж и слабое.
Все это выглядит несколько утопично.
Заход пассажирских поездов сюда на сегодняшний день возможен только с Витебского направления, а также со стороны Ладожского вокзала.
А вот для движения проектируемой городской электрички таких препятствий нет и это вполне реализуемо, но опять же с учетом пропускной способности Финляндского жд моста через Неву.
2. При выходе из метро, первое что видешь, так эти дома послевоенной постройки. Людей в этой местности всегда немного. Жилья тут мало, вокруг промзона с железной дорогой и бесчисленные кладбища.
3. Торговый центр в который встроен выход из почти безлюдной станции метро.
4.
5.
6.
7. С витебского направления перегоняют пустой РА2.
8.
9. Вид в восточную сторону. Видно как часть путей уходят левее в сторону моста через Неву, а основная часть путей идет вправо к станции СПб-Московский-Сортировочный.
10. Волковский проспект.
11. Маневры.
13. Грузовой со стороны московской сортировки.
14. Вероятнее всего идет в порт.
15.
16. Путепровод над Волковским проспектом.
17. И очень мрачная река Волковка.
18.
19. У входа в Волковское православное кладбище.
Кладбище очень старое. Его история идет с XVIII века.
"В сенатском указе о его учреждении оно именуется как «Кладбище Адмиралтейской стороны, по сю сторону деревни Волковкой». Позднее его называли Волковым. В XVIII - XIX веках мифология Волковского кладбища была связана главным образом с волками. Поговаривали, что каждую ночь на кладбище собираются стаи волков, чтобы полакомиться трупами тех, кого бедные или жадные родственники оставили на кладбище не погребенными.
Кладбище было бедным, доходов почти не приносило, но хоронили на нем с каждым годом все больше. Причиной была крайняя бедность погребенных: места для могил давали за мизерную плату, либо вовсе без денег – солдатам и жителям Ямской слободы, считавшим, что места им должны отводиться даром, так как кладбище устроено на их земле. Не было порядка и в выборе мест: казенные учреждения и военные команды, как и многие частные лица, поручали копку могил своим или вольнонаемным рабочим, не извещая кладбищенское начальство и не подчиняясь никаким правилам.
В XIX веке ситуация была более менее упорядочена, а на самом кладбище стали строить храмы и богатые склепы."
20. К началу XX века Волковскому кладбищу принадлежало пять каменных церквей, шесть каменных и восемь деревянных жилых домов, многочисленные мастерские, конюшни, сараи.
21. Часовня.
22.
23.
24.
25. Церковь Святого праведного Иова многострадального. Построена в русско-византийском стиле в 1887 году.
До революции в церкви служили редко, в основном заупокойные литургии. После 1917 она стала приходской и, несмотря на угрозу закрытия в 1932, действовала непрерывно.
26.
27.
28.
19. Виден корпус бывшей довольно крупной Спасской церкви, построенной при кладбище в 1842 году архитектором Руском.
Это был величественный пятиглавый храм с темя алтарными апсидами.
В 1934 году церковь закрыли, обезглавили, но полностью не снесли. Ее массивный большой корпус пригодился. Она стала частью пристроенных к ней производственных помещений завода "Монументскульптура." Кстати это предприятие активно работало на оборонные нужды в годы блокады.
Что там сейчас внутри бывшего храма - неизвестно, все это находится на территории предприятия.
20.
21.
22.
23. Самая интересная часть старого Волковского кладбища, под названием "Литераторские мостки".
Это участок на Волковском кладбище, который является музеем-некрополем, где захоронены многие русские и советские писатели, музыканты, актёры, архитекторы, учёные и общественные деятели.
"Связанная с этим некрополем традиция восходит к 1802 году, когда здесь, возле церкви Воскресения Словущего похоронили А. Радищева (эта могила не сохранилась). В 1848 году здесь был захоронен публицист В. Г. Белинский. В 1861 году рядом с могилой Белинского был похоронен ещё один критик левого толка, Н. А. Добролюбов.
В 1935 году "Литераторские мостки" были превращены в отдел Государственного музея городской скульптуры. Сюда были перенесены останки литераторов с кладбищ, которые предназначались к уничтожению. В отдельных случаях переносили только надгробия, но не сами останки. На территории некрополя насчитывается около 500 надгробных памятников, в том числе имеющих значительную художественную ценность."
24.
25.
26. Церковь Воскресения Словущего на Волковском кладбище. Нынешний свой вид после многочисленных перестроек приобрела в 30-е годы XIX века.
27.
28. Изобретатель первого русского (советского) тепловоза Я.М.Гаккель.
29. Могила видного русского историка Н.И. Костомарова. Автор многотомного издания "Русская история в жизнеописаниях её деятелей", исследователь социально-политической и экономической истории России, в особенности территории современной Украины.
30.
31.
32. Выдающийся русский психиатр, невропатолог, физиолог, психолог.
33.
35.
36.
37. А вот могила этого скульптора меня сильно озадачила еще когда я тут был впервые 6 лет назад. И вы уже наверно поняли почему. Впрочем он умер в 1992 году, на заре украинской самостийности и тогда этот символ ещё не ассоциировался у подавляющего большинства русских людей с чем-то плохим.
38.
39.
40. Архитектор Оль. Много строил в Ленинграде в первой половине прошлого века.
41.
42. Гончаров Иван Александрович (1812—1891) писатель.
43. Добролюбов Николай Александрович (1836—1861) литературный критик.
44.
45. Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович (1826—1889) писатель.
46. О захоронении Ульяновых уже было в предыдущих постах.
47.
48. Изобретатель радио Попов.
49.
50.
51.
52. Легендарная Ленинградская поэтесса Ольга Берггольц, тоже похоронена тут. (1910—1975)
53. Перечислены известные кинофильмы, музыку к которым сочинил Андрей Петров.
54. Поколения выросшее в СССР прекрасно знает этого актёра.
55.
56.
57. Копелян Ефим Захарович (1912—1975) актёр. Я думаю все помнят его голос за кадром в культовом сериале "Семнадцать мгновений весны".
Умер очень рано.
58. Балерина Ваганова (1879—1951).
59. Знаменитый академик Павлов. Нобелевский лауреат, физиолог.
60.
61.
А вообще нравится чем-то мне эта местность под названием - Волково. Вроде и центр недалеко, но как-то всегда тут малолюдно и загадочный дух обитает в этих местах. Старые кладбища, которые расположены фактически в лесу и речушка создают ощущение, что ты находишься где-то на самой захолустной окраине Петербурга.
Для тех, кто может и хочет и поддержать блог с территории Украины.
Карта Приватбанка: 5457082223389482. Обязательно указывать "для Андрея".