Сегодня посетил экскурсию проводимую известным киевоведом Александром Анисимовым по Бабьему яру, а также по местам Куренёвской трагедии 1961 года. Несмотря на мерзкую погоду все получилось очень интересно.
1. Начали мы около памятника расстрелянным в Бабьем яру детям. Памятник этот относительно новый, его поставили в 2001 году. Есть в нем что то обжигающее сердце.
2. А это все, что осталось от старого еврейского кладбища, основанного еще в XIX веке. Вандалы ХХ века ничего не оставили от этого кладбища. Первыми разрушать его начали еще нацистские оккупанты, а довершили дело уже после войны. Вначале строители использовавшие гранитные обелиски для возведения фундаментов телецентра и спорткомплекса, а потом и просто мародеры уже в 80-90-е годы.
Помню как в 1979 году прямо на месте кладбища рыли котлован под спортивный комплекс и все вокруг было усыпано человеческими костями. Меня тогда еще подростка, это шокировало.
А ведь в дореволюционном и довоенном Киеве проживала огромная еврейская община. И куда спрашивается теперь прийти поклониться потомкам этих людей, в большинстве своем проживающих за пределами Украины и бывшего СССР?
3. Вот и был создан такой импровизированный мемориал.
4. Тот самый отрог Бабьего яра, где нацисты и их местные приспешники из числа украинских националистов, провели акцию по уничтожению киевского еврейского населения.
Я вырос на Сырце и все эти места мне знакомы с детства. Я знал, что трагедия произошла где-то в этом районе, но точного места до сегодняшнего дня не знал.
С той стороны загоняли обезумевших от ужаса людей. А с этой стороны стояли и стреляли пулеметы. Отрог яра за 70 лет стал значительно уже и мельче, зарос деревьями.
За 2 дня на этом месте было уничтожено 35 тысяч человек. У меня до сих пор это не укладывается в голове.
5. Вон там внизу было море окровавленных человеческих трупов а также раненых. Над этим местом витала смерть и страдания многих тысяч ни в чем не повинных людей.
Сейчас тут парк отдыха и мало кто знает, ЧТО происходило именно на этом месте в конце сентября 1941 года.
6. А это уже мемориал другой трагедии произошедшей в марте 1961 года. Поставили его перед выборами в 2006 году. Спонсору хватило совести указать на мемориале, с которого кстати уже украли колокол, свой номер в избирательном списке. Так на всякий случай, видимо чтобы увековечить давно забытые выборы 2006 года в Раду.
В 50-е годы была предпринята первая попытка избавиться от Бабьего яра. Его стали замывать отходами кирпичного производства с соседних карьеров расположенный на улице Сырецкой. Закончилось это катастрофой.
7. А вот и дамба построенная уже после трагедии 13 марта 1961 года. В основание ЭТОЙ дамбы был положен бетон.
Инженерные просчеты привели к прорыву предыдущей земляной дамбы, после чего огромный селевой поток обрушился на Куренёвку. В результате погибло не менее 500 человек. Некоторые источники правда приводят цифру в полторы тысячи, но она выглядит явно завышенной.
8. Дренажный колодец. Очень глубокий!
9. Улица Телиги, бывшая Коротченко, а еще раньше Малая Окружная. Построили ее уже после катастрофы 1961 года и прошла она как раз по западному склону Бабьего яра.
10. Выход огромного количества селевой массы на Куренёвку привел к изменению рельефа этой местности.
На примере этого старого здания как раз видно - на сколько поднялся уровень грунта. Первый этаж превратился в полуподвал.
11.
12. Куренёвское трамвайное депо. Бывшее Троицкое, а в годы СССР депо имени Красина.
13 марта 1961 года депо попало под удар селя и было полностью разрушено. Погибло много его работников.
В наше время любят политизировать все происходившее во времена СССР. Я хотел бы категорически от этого воздержаться.
Только преступный инженерный просчет и ничего более. А вот неуклюжие попытки скрыть масштабы катастрофы и вообще замолчать ее, так это вполне в духе того времени. Хотя никто из пострадавших и оставшихся в живых, в конечном итоге не остался без жилья. А вот как обстояло бы с этим в наше рыночное время это еще большой вопрос.
13.
14.
15.
16. Первый раз в жизни побывал не территории трамвайного депо.Теперь оно лишь одно из 2-х оставшихся на правом берегу Киева.
Киевский трамвай медленно умирает, уступая место "желтым быковозам" - Богданам.
17.
18.
19. Непосредственно в депо
20. А вот в этом цеху производят крупный ремонт подвижного состава.
21.
22. Ретровагон
23.
24.
25.
26.
27. Знаменитый 12-й номер.Подол- Пуща Водица.
28. Щетки для чистки трамвая.