flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Category:

Петербург на излете Империи.

Изразцовые печи в коммуналке, в доходном доме на улице Декабристов (Офицерской). Дом строил военный инженер Орлов, в 1910-12 годах. Перед самой войной и незадолго до революции.
В квартире сохранилось почти всё - двери, кое-где окна, массивный дубовый паркет, черная лестница во двор. Это громадное здание у набережной реки Пряжка не видело капремонта.
В эти годы петербургские доходные дома уже сдавали с электричеством, водопроводом, иногда с лифтами. На дворе уже стоял индустриальный XX век.
А теперь давайте мысленно перенесемся в столицу России Санкт-Петербург 1910 года, то есть ровно на 110 лет назад, в эпоху модерна, которая предшествовала катастрофическим событиям, обрушившим старую Россию.
Город в те предреволюционные годы представлял из себя одну громадную стройплощадку, это не преувеличение и это совершенно не вписывается в картину дореволюционной России, которую нам преподносили в советской школе. Я неоднократно об этом задумывался в последние годы, пытаясь представить целостную картину того, как выглядела столица Российской империи, да в общем то и вся Россия, незадолго до войны и революции.
На эти мысли меня натолкнули не фотографии и не кинохроника, которых почему то практически нет, а просто годы постройки всего с чем я сталкиваюсь в центральной и не только, части нашего города. И не только нашего города, а повсеместно в стране.
Так вот:
В Петербурге одновременно строятся новые и реконструируются старые многие сотни доходных домов, во всех районах, по проектам самых знаменитых архитекторов. При этом каждое здание это не типовая коробка, а - уникальный памятник архитектуры. Типовые в этих доходных домах лишь массивные внутренние двери из натурального дерева и дверная фурнитура, которая во многих случаях служит до сих пор - 110-120 лет!!
Вы представляете себе объем строительных и отделочных работ, при том старом подходе к капитальному жилищному строительству? Посмотрите на эти здания и задумайтесь над тем - как и кто всё это создавал.
А ведь еще и коммуникации надо было подводить, воду, электричество, к каждому зданию. Их до этого просто не существовало, всё это было новым и самым современным на тот момент.
В городе бурно развивается самый современный на то время транспорт - электрический трамвай, заменивший конку, которому в 1910 году исполнилось всего три года. К 1914 году трамвай ходил уже почти по всем основным улицам города. Только вдумайтесь в эти масштабы транспортного строительства.
Совсем недавно построен образец модерна, роскошный Витебский вокзал, с которого запущена железная дорога в юго-западные и западные губернии.
Идет капитальная реконструкция Финляндской железной дороги с поднятием ее на насыпь и строительством многих новых вокзалов и мостов, в том числе и первого капитального железнодорожного моста через Неву, разумеется тоже разводного и очень красивого.
Совсем недавно вступили в строй новые мосты через Неву - мост Пера Великого (Большеохтинский), великолепный Троицкий, который сдали к 200-летию города в 1903 году, реконструирован под трамвайное движение самый старый Благовещенский, приступают к строительству Дворцового моста, который скоро станет визитной карточкой Северной столицы.
В городе возникают новые электростанции, прокладывается канализация, строятся новые набережные, расширяется грузовой морской порт, к которому подводят новые железнодорожные ветки. Готовится к запуску новое предприятие - Путиловская (Северная) верфь.
На железной дороге строят громадную сортировочную станцию на московском направлении, недалеко от Императорского фарфорового завода.
Проектируется линия городской электрички в Ораниенбаум ("Оранелла"), которую совсем скоро начнут строить.
И это только то, что я вспомнил как говорится - навскидку. И только то, что касается Санкт-Петербурга.
А в стране уже идет по сути индустриализация и электрификация, которую потом продолжат большевики. Строится настоящее техническое чудо света - Транссиб, перевооружается армия, много начинают вкладывать в систему образования, очень сильно растет население России и если бы не война и не революция.....
Но история не терпит сослагательного наклонения.
1.




Санкт-Петербург в 1914 году:
Население: 2 073 800 чел.
Пятерка крупнейших наций: русские - 82%, белорусы 3,7 %, поляки 3,4%, немцы 2,5%, евреи 1,8%
Площадь: 31 682 га (почти вдвое больше площади Москвы)
Число абонентов городской телефонной сети: в 1914 г – около 50 тыс., в 1916 г – более 56 тыс.
В 1914 году столица Российской империи потребила почти 110 млн пудов угля и почти 13 млн пудов нефти.
Бизнес и финансы
К 1914 году Петербург был одним из главных банковских центров страны. В столице действовали 13 банков с суммой балансов 4432,7 млн рублей.
Городские предприятия обеспечивали более половины дохода города, остальное обеспечивалось за счет доходов от городского имущества, оброчных статей, налогов (на недвижимость, торговлю, промыслы).
Транспорт
В 1913 году в городе было 2585 легковых автомобилей, в том числе 221 казенных и 385 такси. В то же время в городе было около 13 тыс. извозчиков.
В 1907 году открылось автобусное движение. Городской автопарк насчитывал 14 автобусов, двигавшимся по двум маршрутам.
В тот же год была пущена первая линия электрического трамвая. К 1917 году в Петрограде было 19 маршрутов, протяженность трамвайных путей составляла 146 км.
Скорость движения транспорта в центре Петербурга по правилам 1901 года ограничивалась 12 верстами в час.

Проекты, остановленные войной:
Ладожский водопровод – проект предполагал радикальное переустройство водоснабжения Петербурга.
Застройка пригородов и деление города на районы по их назначению – административные, жилые, промышленные, торговые, рекреационные, каждый район с предельным лимитом плотности населения, высотным регламентом и др . Проект предложен Л.Н.Бенуа в 1916 году.
Проект метрополитена – был подготовлен к 1917 году, предполагал два варианта строительства стоимостью 85 и 112 млн руб. Протяженность подземно-надземного метрополитена должна была составить 19 или 25 км (в зависимости от проекта), доходность закладывалась на уровне 13 млн руб. в год.

https://tass.ru/spb-news/1382680

2.


3. Везде родные двери 1912 года.


4.



5.


6.


7.


8. На черной лестнице, которая ведет во двор этого громадного дома.


9.


10.


11.


12.


13.


14.


15. Улица Декабристов, в 1910 году - Офицерская.


16. Дом инженера Орлова. 1910-1912.


17.


18.


19. Сохранившаяся флигельная часть так называемого "Дома-сказки", который был уничтожен прямым попаданием бомбы в блокаду.


20.


21. Перпектива улицы Декабристов.


22. Сталинское здание 1953 года постройки. Построено на месте уничтоженного "Дома-сказки".


23.


24.


25. "Дом-сказка"на улице Офицерской. Северный модерн. Год постройки - 1909.
Дом простоял всего 33 года.



26. Дом 1898 года постройки на перекрестке Декабристов и Английского проспекта.


27. Дома на улице Мастерской. 1867.


28. 1856 г. арх.Богуслав Богуславович Гейденрейх - правая часть.
1889 г. арх. Антонин Сергеевич Лыткин - левая часть.


29. Римско-католический храм Святого Станислава.


30.


31. На Крюковом канале.


32.


33.


34.


35. Капитально реконструированный бывший Никольский рынок. Конец XVIII века.


36. Место где Крюков канал соединяется с Фонтанкой.


37.


38. Фонтанка.


39.


40. У Египетского мостика.


41.


42.


43. Банкнотная фабрика.


44. Чайка которая не боится.


45.


46. Английский проспект.


47.


48.


49.


50.


51.

Tags: Российская империя, Санкт-Петербург, прогулки по Питеру
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Текущее из Фейсбука за последний месяц.

    Из того, что не попало в ЖЖ до сегодняшнего дня. Вот только сегодня вечером обнаружил. Оказывается в Петербурге на капитальный ремонт поставили…

  • Город Александров. Владимирская область.

    Небольшая прогулка по городу Александрову. От Привокзальной площади и до Александровского кремля (слободы). А это по главной улице Ленина (Московская…

  • Собор на Долгоозерной.

    Вчера немного осмотрел новый православный собор в Приморском районе, который построили за несколько последних лет. Работы начались правда давно, еще…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 114 comments

Recent Posts from This Journal

  • Текущее из Фейсбука за последний месяц.

    Из того, что не попало в ЖЖ до сегодняшнего дня. Вот только сегодня вечером обнаружил. Оказывается в Петербурге на капитальный ремонт поставили…

  • Город Александров. Владимирская область.

    Небольшая прогулка по городу Александрову. От Привокзальной площади и до Александровского кремля (слободы). А это по главной улице Ленина (Московская…

  • Собор на Долгоозерной.

    Вчера немного осмотрел новый православный собор в Приморском районе, который построили за несколько последних лет. Работы начались правда давно, еще…