flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Курская область. Город Льгов.

Можно было конечно поехать в более интересный город Рыльск, который кстати еще ближе к границе, но меня интересовал прежде всего именно Льгов. Во многом потому, что он в прошлом являлся крупным жд узлом на стыке бывшей УССР и РСФСР, вся железнодорожная инфраструктура которого прекрасно сохранилась и по сей день.
Ну а раз осматриваем станции, то город разумеется тоже, как же без этого. В этом случае исторический центр Льгова оказался достаточно далеко от обеих станций, примерно километрах в 5 от Льгова II и в семи от главной местной станции - Льгов I (Льгов-Киевский).
Близость границы с Украиной тоже служит для меня интересным ориентиром, ведь жизнь российского пограничья на юго-западном рубеже, который 6,5 лет назад превратился в современную версию "берлинской стены", меня особенно интересует.

Город Льгов расположен в 80 километрах западнее Курска, в так называемом Курском Посемье - историческом районе вдоль живописной реки Сейм, воды которой немного западне пересекают границу и уходят к Десне, которая на этой широте уже протекает на территории сопредельной Украины. В средние века Сейм в этих местах был еще судоходным.
Известен со средних веков под названием Ольгов. Несколько веков города не существовало, он был разорен кочевниками. Второе свое рождение получил в начале XVI века, уже в составе нового возрождающего Русского государства с центром в Москве. Долгое время был крепостью на границе с Речью Посполитой, пока в 60-х годах XVII века граница не отодвинулась далеко за Днепр.
С конца XVIII века становится уездным городом. Во второй половине века XIX через эти земли прошла самая первая железная дорога из центра России в Малороссийские губернии, а еще немного позже, после постройки железной дороги Брянск - Харьков, Льгов становится важным железнодорожным узлом, который сохранял свое значение до развала СССР и даже после, до полного разрыва отношений с Украиной в 2014 году. Железная дорога очень способствовала дальнейшему развитию города, но в наши дни она представляет из себя грустное зрелище.
В 1918-19 годах на Льгов претендовала петлюровская УНР, но после окончания гражданской войны, эти земли навсегда остались за РСФСР.
В Великую Отечественную в течение полутора лет город находился в оккупации, затем после освобождения еще долгие месяцы был прифронтовым, находясь в самом центре Курского выступа.
Современный город имеет население в 18 тысяч человек, включается в себя бывшие пристанционные поселки и из-за этого достаточно большой по площади. Из промышленности сейчас тут развит только агропром.
Транспортное сообщение есть только на север и восток, в сторону Курска, Орла и Брянска. На запад автобусы ходят до Теткино и Рыльска, на юго-западе, в 50 километрах, проходит абсолютно закрытая граница и пограничная зона, закрытая для посторонних. Это здесь чувствуется, эта сильная удаленность от крупных городов и ощущение очень глубокой провинции.
И если когда-то, лет 40 назад, ближайшими по настоящему крупными городами страны, для этих мест были - Харьков и Киев, с которыми было хорошее транспортное сообщение, то теперь геополитические реалии совсем другие.
Могу только сказать, что абсолютно всё российское пограничье, от Брянской области до Таганрога - ничего не выиграло от событий 2014 года и закрытия границы и транспортного сообщения на громадном протяженном участке. И это мягко сказано.
Везде одно и то же щемящее ощущение транспортного тупика и края света, за которым скрывается что-то опасное и враждебное - украденная врагами малая родина.


1. Такси привезло нас тогда от станции Льгов II, в самый центр этого городка, на главную площадь, которая носит имя - Красная, как и в Курске.
Здание местной администрации.

Планировка центральной части городка полностью прямоугольная, существует с екатерининских времен, когда Льгов получил статус города.
Расположился старый город на возвышенном северном берегу реки Сейм.


2. Дом культуры.


3. Даже по этой доске почета видна главная местная отрасль экономики - агропром.


4. Парк имени Николая Асеева.


5. Улица Карла Маркса, спускающаяся от центра к берегу реки Сейм.


6.


7.


9. Старых дореволюционных домов - около половины от всех.


10. Перспективу этой улицы, историческое название которой мне неизвестно, украшает храм Николая Чудотворца.
Виден живописный парк, раскинувшийся за Сеймом.


11.


12. Местная полиция и миграционная служба


13.


14. В городе в период оккупации действовала подпольная организация "Молодая гвардия". К сожалению гестапо вскрыло советское подполье, которое в основном занималось диверсиями на железной дороге. Все были расстреляны.


15.


16.


17.


18.


19.


20. Пообедали в местном небольшом кафе, которое кстати нашли с трудом. В малых городах всегда проблема найти подходящее заведение.
Было очень вкусно, сытно и сравнительно недорого. Особенно меня удивили размеры порций.


21.


22.


23. Вся местная топонимика полностью советская.


24. Вот тут в кадр попало то маленькое кафе. В левом углу снимка.


25. Главное украшение города - собор Николая Чудотворца. Построен в начале XX века.


26. Старообрядческая церковь Дмитрия Солунского, построенная в 1906 году. Закрыта для посторонних.


27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34. Сквер с памятником местному уроженцу-  Аркадию Гайдару.


35.


36.


37.


38. Главное торговое место города находится в нижней части, у берега Сейма. Тут же конечная маршрутки, которая ходит во внешний мир, к станции Льгов-Киевский.
Местная автостанция, с которой можно уехать в Курск расположена возле станции Льгов-Киевский, а эти примерно семь километров отсюда.


39. Пешеходный мост через Сейм.


40.


41. Немного видна пешеходная зона на автомобильном мосту, отгороженная щитом.


42. Местный стадион.


43. Живописная аллея на южном берегу Сейма.


44.


45. В этой башне у старинного парка, по преданию когда-то молился предводитель чеченских горцев Шамиль.
Это произошло в пepвой половине декабря 1868 года при переезде имама из Калуги в Киев.


46. Парк с вековыми деревьями, посаженными в позапрошлом столетии и остатки усадьбы Барятинских - пожалуй главная местная достопримечательность.


47.


48.


49. Барский дом Барятинских в стиле классицизм.


50.


51. И остатки еще какого-то крупного здания XIX века.


52.


53. Баряятинские - русский княжеский род. Потомки князей черниговских.
Владели множеством поместий в Курской губернии и в XIX веке сыграли значительную роль в жизни этого провинциального городка.
Еще знаю, что в Черкасской области Украины, есть поселок - Драбово-Барятинское. Это примерно в 250 километрах южнее от этих мест.


54.


55.


56.


57.


58. Сохранилась булыжная дорога к усадьбе.


59.


60.



Tags: Курская область 2020
Subscribe

  • Орёл. 2014. Архивные фото.

    Обнаружил в архиве фотографии из города Орел. Это был конец февраля 2014 года, те самые страшные и одновременно судьбоносные дни. Я оказался тогда в…

  • Поездка в Курск.

    Только что купил билеты в Курск. Пока еще есть совсем дешевые. Верхний боковой, всего за 1200. Это последний регион центральной России, где я не был.…

  • Санкт-Петербург - Самара. Поезд №337-338. Часть 1.

    Прибыл наконец вчера из Самары из нового для меня региона №63. Устал с дороги просто зверски. Этот поезд, Самара - СПб, крайне медленный и идет целых…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 64 comments

  • Орёл. 2014. Архивные фото.

    Обнаружил в архиве фотографии из города Орел. Это был конец февраля 2014 года, те самые страшные и одновременно судьбоносные дни. Я оказался тогда в…

  • Поездка в Курск.

    Только что купил билеты в Курск. Пока еще есть совсем дешевые. Верхний боковой, всего за 1200. Это последний регион центральной России, где я не был.…

  • Санкт-Петербург - Самара. Поезд №337-338. Часть 1.

    Прибыл наконец вчера из Самары из нового для меня региона №63. Устал с дороги просто зверски. Этот поезд, Самара - СПб, крайне медленный и идет целых…