flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Сентябрьская прогулка в Шувалово.

Не заглядывал в эти места на северной окраине с самого 2014 года.

В середине сентября в один из дней прогулялся в районе железнодорожной станции Шувалово и по ее живописным окрестностям.
Расположено всё это в исторической местности, которая называется Шувалово - Озерки, что на севере Петербурга.
Эта местность была еще в середине XX века за пределами города и лишь в 70-е годы, он в виде огромных спальных районов вплотную приблизился к этим красивым дачным местам. Впрочем тут по прежнему частный сектор и местность все еще считается дачной. Только старых деревянных дач начала прошлого века осталось совсем мало, зато появилось много современных роскошных вилл и особняков.
Рядом расположено самое крупное озеро из цепочки трёх Суздальских - Нижнее Суздальское.
Небольшое Шуваловское кладбище – одно из самых красивых в Санкт-Петербурге. Оно располагается на берегу большого Суздальского озера на высоком холме, прозванном Церковной горою. Кладбище возникло в середине XVIII века.
"В 1726 году земли севернее Озерков были пожалованы полковнику И. М. Шувалову, который и приказал в 1758 году построить на территории своего нового поместья деревянную церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. К сожалению, эта церковь (архитектор Ф. Б. Растрелли) сгорела в 1791 году от удара молнии. При церкви, которая в будущем неоднократно перестраивалась, возникло приходское кладбище, где хоронили преимущественно местных жителей и крепостных."
Ныне существующий Старо-Парголовский храм построен в 1880 году.
Когда-то он хорошо был виден с Выборгского шоссе, а также из ленинградских новостроек на севере города в 70-е годы. Я был в этом районе ребенком, в 1977 году, и хорошо помню это.
Сейчас храм и кладбище так сильно заросли деревьями, что даже сфотографировать его непросто.

1. Выборгское шоссе с новостройками по нечетной стороне. Именно с этой точки и можно пройти в историческую местность под названием - Шувалово.



2. Бывший дом церковно-приходской школы и причта Спасо-Парголовской церкви. 1901год.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10. Церковь Александра Невского. 1886 год.


11. Ну и наконец сам Старо-Парголовский храм. Он так зарос деревьями, что взять хороший ракурс совсем непросто.


12.


13.


14.


15. Виден обрыв и Нмжнее Суздальское озеро.


16.


17. В тот день на озере была приличная волна. Было очень ветренно, а в заливе бушевал шторм.


18.


19. В частном секторе бедных домов практически не осталось.


20. Эта дорога вдоль озера ведет к станции Шувалово.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27. Пишут, что в этом домике была библиотека.


28.


29.


30. Станция Шувалово появилась в 1870 году, когда здесь прошла железная дорога на Гельсингфорс. 150-летнюю годовщину чего как раз отмечали в прошлом месяце.
Стоит она на 11-м километре от Финляндского вокзала, на выборгском магистральном направлении.
От станции Шувалово есть ответвления в промзону в Приморский район города, в частности к Шуваловским карьерам.
Но главной изюминкой этого места является потрясающе красивый вокзал, который в 1908 году построил финский архитектор Бруно Гранхольм. Он же строил и другие вокзалы Финляндского направления на станциях - Ланская, Удельная, Терийоки (Зеленогорск).
Красивый вид на вокзал открывается также и со стороны совершенно безлюдной привокзальной площади.
Никакого городского транспорта тут нет, а ближайшие остановки есть только на Выборгском шоссе, что примерно в километре отсюда.
Вокзал станции Шувалово пользовался в советское время большой популярностью при киносъёмках, когда было необходимо воссоздать обстановку небольшого провинциального европейского городка начала XX века.


31.


32. Совершенно безлюдная Привокзальная площадь.


33. Бывший туалет.


34. Направление на Выборг.


35.


36.


37. Довольно крупное здание было закрыто, из-за чего я не смог увидеть красивую изразцовую печь внутри, кассы при этом тоже не работали.
Здание представляет ценность только как памятник железнодорожной архитектуры и больше ничем.


38.


39. Движение на участке порадовало. Прошли: грузовой поезд, сплотка локомотивов, "Ласточка" и электричка на Выборг.
Погода была в тот день в Петербурге совсем не подарок. Сумасшедшие порывы ветра, из-за которых было порой трудно ходить и это несмотря на преимущественно солнечную погоду.


40. И на СПб-Финляндский.


41. Сплотка электровозов, которая минут 15 просто стояла на красный свет.


42.


43. Здесь на юго-запад от станции отходит промышленная ветка.


44.



45.


46.


47.


48.


49.


50. Прошел в тот также и мимо северного участка Малой Октябрьской (детской) железной дороги, который находится между историческими районами Озерки и Коломяги. В предыдущий и самый первый раз я там был вместе с известным исследователем железных дорог Сергеем Болашенко и было это летом 2015 года.
Она была первой в Ленинграде и открылась очень давно, в 1948 году. С тех пор дорога сильно укоротилась, в результате чего сейчас имеет длину всего 2,1 километра.
Своим северным концом почти что соприкасается с "большой" железной дорогой на Выборг и промышленной веткой широкой колеи.
К сожалению подвижной состав увидеть не удалось - всё было тщательно накрыто от осадков.
В Петербурге есть еще одна Малая Октябрьская дорога, в Купчино и Пушкине, вот она по настоящему длинная.


51.


52.


53.


54. Скорее всего в этом году из-за ковида она вообще и не открывалась.


55. Пассажирский павильон станции "Озёрная".


56.


57. Пишут, что в этих местах снимались некоторые эпизоды фильма "Шерлок Холмс и доктор Ватсон".
А сама эта железная дорога некогда шля аж до самой Старой Деревни, к ЦПКиО. Ничего себе дорога была!


58.


59.


60.


61.


62.


63.


64. ЖК "Коломяги ЭКО". 2016 год.


65.


66.


67.


68. После прогулки вышел на улицу Малую Десятинную (это уже район Коломяги) откуда уехал к себе на "Лесную" на маршрутке.


Tags: околицы Питера
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments