flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

150 лет Финляндской железной дороге. Взгляд со стороны России.

А у нас тут важный исторический юбилей.
Исполнилось 150 лет Финляндской железной дороге, которая связала столицу империи Санкт-Петербург с Хельсинки (Гельсингфорс), и которая имеет длину 385 километров.
Дорога эта прошла через Выборг и по западной части Карельского перешейка, через те места, которые уже в XX веке, благодаря ей, стали дачными для большого количества ленинградцев и петербуржцев.
На сегодняшний день довольно крупный её участок (около трети) СПб-Финляндский - Бусловская, находится в пределах России. Имеет также в пределах нашей территории две параллельные ветки: Ушково - Выборг и Ланская - Белоостров.
Благодаря этой дороге вся жд сеть соседней Финляндии до сих пор находится в "русском" стандарте железнодорожной колеи.
150 лет, это очень значительный временной отрезок, а сама эта дорога до 1910 года была совсем не похожа на то, что мы можем видеть сегодня. И только в 10-е годы прошлого века эта линия, пройдя масштабную реконструкцию, во многом приняла сегодняшний вид.
Было построено множество вокзалов, которые стоят и поныне. При этом всё строительство велось в основном усилиями финских инженеров и архитекторов.
В пределах Петербурга дорога была поднята на насыпь, в результате чего появились хорошо всем знакомые железнодорожные мосты над улицами и проспектами в Выборгском районе города. Особенно это хорошо и по сей день заметно в районе станции Ланская, где старое здание вокзала так и осталось стоять ниже жд насыпи, на старом уровне пути.
Тогда же, в 10-е годы XX века, был построен и первый железнодорожный мост через Неву, который получил название - Финляндский. Через него Финляндская дорога соединилась наконец с основной жд сетью империи.
Второй этап модернизации и реконструкции дорога пережила уже в послевоенные годы, когда сюда пришла электрификация в стандарте постоянного тока, вначале только для электричек, а позже и для магистральной тяги. На рубеже 50-х и 60-х годов был полностью перестроен и реконструирован Финляндский вокзал, получивший новое здание, при этом Привокзальная площадь была развернута на 90 градусов в сторону Невы. Старое вокзальное здание еще стояло какое-то время, пока не было надстроено более современным с сохранением только одного исторического фасада.
Финляндский вокзал был единственным работающим в городе во время блокады. Через него шла эвакуация и осуществлялось сообщение с побережьем Ладожского озера, а также с января 1943 года со Шлиссельбургом.
Именно через это направление в 1917 году, в Россию прибыл Владимир Ульянов (Ленин), о чем напоминает памятник на Привокзальной площади.

В наше время это направление является одним из важнейших пригородных в нашем регионе. По нему также идет значительное грузовое движение, от станций Ланская и Парголово, где примыкают соединительные ветки, по которым на Финляндский (Выборгский) ход попадают грузовые поезда.
Пассажирское скоростное жд сообщение с Финляндией, в связи с ковидом, к сожалению пока временно остановлено.
Могу еще добавить, что живу рядом с ней и могу в окне в зимнее время видеть электрички и скоростные поезда "Аллегро".
1.



2. Специально сегодня вышел из метро и зашел в здание Финляндского вокзала.


3.


4.


5. Бывшая Привокзальная площадь Финляндского вокзала. На ней доминирует сталинский дом 1955 года постройки.


6. И вот этот доходный дом 1879 года, с разрушенным в 1980 году левым крылом.


7. Дом который левее начали строить еще до войны, но не спели. Закончили только в 1948 году.


8.


9. Сохраненный фрагмент старого вокзала, который был построен в 1870 году.


10. Снимок вокзала конца 60-х годов. До самой последней реконструкции.


11. Старое здание Финляндского вокзала, построенное в 1870 году. Снимок начала XX века.


12. Комплекс жилых домов для служащих Финляндской железной дороги
1907-1908 гг. - арх. Миритц Фёдор Фёдорович, гр. инж. Герасимов Иван Иванович.
Ярко выраженный северный модерн.



13. Станционное здание XIX века на Финляндском вокзале.


14. Старое паровозное депо на Финляндском.


15. Вид на здание служащих дороги с другой стороны.


16.


17. Станция и вокзал станции Ланская до реконструкции 1910 года.


18. 1910 год. Идет строительство моста и насыпи в районе нынешнего пересечения с улицей Кантемировской. Видны старые пути на более низком уровне.


19. 1910 год. Идет отсыпка новой насыпи для дороги в районе нынешней станции метро "Лесная".


20. 1910 год. Идет строительство хорошо всем знакомого "косого" жд моста на Большим Сампсониевским проспектом. Старый путь идет правее и пересекается с трамвайным.


21. 50-е годы. Станция Ланская. Пришла электрификация в стандарте постоянного тока.


Немного "пробежимся" по дороге в сторону Выборга. Все снимки мои (2014- 2020 годы).

22. Вокзал станции Парголово.


23. Вокзал станции Левашово.


24. Вокзал станции Ланская.


25. Изразцовые печи в здании одного из вокзалов.


26. Выборгский ход у платформы "Горьковское".


27.


28. Вокзал станции Шувалово. Мой снимок 2014 года.


29. Типовой послевоенный вокзал станции Рощино.


30. Вокзал станции Зеленогорск.


31. Выборгский ход у платформы Заходское.


32. Платформа "Комарово".


33. Станция Каннельярви. Май 2020 года.


34.


35. Старые станционные постройки на станции Каннельярви.


36.


37. ВЛ15 тут не часто попадаются.


38. Закрытый переезд у платформы "Горьковское". Надпись рассмешила - просят извинения за то, что рядом наконец построен мост, в связи с чем этот переезд был закрыт.


39. Вокзал станции Выборг.


40. Финляндская дорога на северной окраине Выборга у парка Монрепо.


41.


Поддержка блога:
Карта СБ momentum 5336 6901 7759 9893
именная карта СБ России 5469 5500 5863 0507



Tags: Железная дорога, РЖД, Российская империя
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О Минском метро.

    Это будет последний пост по сентябрьской поездке в Белоруссию. Две станции Минского метро на восточном отрезке Московской линии, которые тоже могут…

  • Немного о московских электричках.

    Ярославское направление от Москвы воистину - место в России, где электричкам тесно. От Москвы до Мытищ идет 5-путный участок, далее до Пушкино 4-х…

  • Станция Александров.

    Александров - крупнейшая станция на всем участке от Москвы до Ярославля. Расположена в 115 километрах от Москвы и в 170 от Ярославля. Является важным…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments