И если весь громадный город представляет из себя остроугольный треугольник, то район речного порта, гавани и место где река Самара впадает в Волгу, является остроконечной вершиной этого треугольника. Вот именно в ней, на крайнем западе города и находится самая старая часть бывшей губернской и купеческой Самары.
Совсем недавно, как раз в этом месте, через речку Самару перебросили абсолютно новый подвесной автомобильный Фрунзенский мост, по которому теперь открылась кратчайшая дорога прямо из центра города на юг, к Чапаевску, Пугачеву и Балаково, а также к границе с Казахстаном.
Забыл кстати упомянуть вот что - бывшая сугубо внутренняя область России стала в 1991 году приграничной, а до ближайшего казахстанского города Уральска тут всего около 400 километров, что по местным меркам - чепуха. Правда они переименовали старый русский Уральск в - "Орал", что звучит весьма неоднозначно. Но хорошо хоть Казахстан в общем и целом это далеко не Украина и угрозу военную, а тем более идеологическую для нас не представляет. Впрочем я опять увлекся на постороннюю тему.
Так вот. С нового моста открываются неплохие виды на устье реки Самары, залив в котором располагается речной порт, виден также железнодорожный мост через Самару с южным ходом Транссиба, по которому постоянно идут тяжелые грузовые поезда.
Порт в целом существенно деградировал с времен СССР. Используется сейчас для отстоя небольшого количества судов, а также как база для яхт и катером состоятельных граждан.
Железнодорожную станцию под названием "Бухта" ликвидировали и только ржавые рельсы кое где напоминают о ней.
Пути к порту с незапамятных времен заходили сюда вдоль берега Самары, со стороны жд станции Самара, где расположен вокзал. Очень кстати похоже на ситуацию в Ростове на Дону.
Около громадного элеватора, крупнейшего в Европе в момент его постройки в 1916 году, одиноко стояла под загрузкой баржа, неспешно принимая зерно.
На этом "городском мысе", как бы я его назвал, находится и достаточно известная Хлебная площадь, где конечная многих маршруток.
Я ожидал увидеть на ней архитектурный ансамбль, а там из красивых зданий стояла лишь биржа и кирпичное здание с восстановленной недавно пожарной каланчой.
Когда то это было важное торговое место во всем Поволжье и здесь проводились хлебные торги. Теперь же район центра Самары прилегающий к речному порту, речке Самаре и Хлебной площади пожалуй самый немноголюдный и во многом депрессивный. Об этом напоминают запущенные деревянные здания эпохи Российской империи, которых полно повсюду. А вся более менее оживленная городская жизнь на этом кончике Самары, начинается в нескольких кварталах отсюда, примерно с оси улицы Пионерской.
Жаль старую Самару, а ведь эта ситуация до боли типична для всей НЕстоличной России.
Весь XX запускали свои старые русские города, строя "светлое будущее" для соседей. Теперь это восстанавливать в первозданном виде некому и не за что и лет через 20 тут будет скорее всего доминировать современная застройка.
Как сказал мне на днях один житель Самары - вместо окончания нашего метро, в конце 80-х начали строить его в Ташкенте и бросили силы и средства туда. В итоге современная конечная станция "Алабинская", стоит в 4 километрах от центра Самары и жд вокзала. Но о Самарском метро будет отдельный пост уже из Питера.
А что касается речного транспорта, то его уход от нас в прежнем виде, по видимому неизбежен в век бурного развития автомобильного транспорта. Да и железная дорога сейчас перевозит в разы больше чем в первой половине прошлого века.
Фотографии идут в строгой последовательности, с момента моего выхода из 5-го трамвая на улице Пионерской.
1. Конечная трамваев на улице Пионерской.
2.
3. Пересекающая улица - Фрунзе. По ней совсем близко и до моста через Самару.
4.
5. Бывший доходный дом Челышова на улице Фрунзе. Стиль - псевдорусский. 90-е годы XIX века.
5.
7. Местная самарская сеть алкогольных магазинов.
8.
9.
10.
11. Дом в стиле модерн. Он скорее всего уцелеет и на весь текущий век.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18. Все. Город закончился. Дальше обрыв в долину реки Самара.
19. Фрунзенский мост через реку Самару и бухту Самарского порта.
20. Железной дороги, которую провели когда-то в еще царские времена, больше нет.
100 лет назад тут размещалась также станция Самара-Хлебная.
21.
22.
23.
24. В глубине видна башня жд вокзала.
В начале прошлого века это тоже была протока реки Самара, потом ее пересыпали и получился залив.
25.
26. Виден какой-то новый микрорайон в южной части города. 100 лет назад за рекой Самара города уже практически не было.
27. Железнодорожный мост через Самару. Вот это уже собтвенно русло самой реки, которое стало шире после затопления Саратовского водохранилища.
28.
29.
30. Виды в противоположную сторону. В ту где Волга.
Виден старый мост через Самару, построенный в 1954 году.
31.
32. Элеваторы советской и дореволюционной постройки.
33. Элеватор вертикального типа, который как пишут "построен в 70-е годы за 30 дней". Сейчас заброшен.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44. В районе Хлебной площади.
45.
46. Вот собственно и есть Хлебная площадь.
47. Комплекс зданий принадлежащих МЧС (пожарники).
48.
49.
50.
51.
52.
53. Памятник Дзержинскому.
54.
55. Здание биржи. Сейчас больница.
56.
57. Дальше я шел улочками пока не вышел к Ленинградской, по которой спустился к набережной Волги.
58.
59.
60.
61. Потрясающий пример конструктивизма. 1930 год.
62.
63.
64.