flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Павелецкое направление. Станция Ожерелье.

В этот раз я впервые ездил с Павелецкого вокзала. Компания собралась неплохая - Я, Сергей Холодилов и dennism
Павелецкое - очень интересное южное направление, на котором я сделал для себя сразу несколько открытий.
Появилось Павелецкое направление в 1900 году, только из-за того, что частная Рязанско-Уральская железная дорога не имела своего собственного выхода к Москве. А тот выход, который еще в 60-е годы XIX века прошел через Рязань, принадлежал другой дороге.
К моменту постройки линии на Москву, Рязанско-Уральская дорога была весьма крупной в империи и связывала множество губерний на юго-востоке от Москвы.
Дорогу от Раненбурга на Москву, через Павелец и Каширу, начали строить в 1897 году, а в 1900 году дорога дошла до центра Москвы, к Садовому кольцу, где был построен новый шикарный вокзал, который наряду с Курским стал наиболее близко расположенным к Кремлю вокзалом Москвы. Но к вокзалу я еще вернусь.
Участок Москва - Кашира сразу же строился как 2-х путный, по крайней мере так указывает история этой дороги. При постройке дороги был возведен весьма крупный железнодорожный мост через Оку на восточной окраине города Кашира. При этом Кашира стала крупной станцией с собственным паровозным депо.
Почему вокзал из "Саратовского", каким он был изначально, после войны стал "Павелецким", учитывая, что Павелец совсем небольшой населенный пункт, история умалчивает. Но название привилось и звучит неплохо, создавая иллюзию существования никем невиданного города Павелец, где-то южнее Москвы.
Какое-то время в 20-е годы вокзал именовался "Ленинским", в виду того, что населенный пункт Горки, где умер Ленин находится как раз на этом направлении.

Значительные изменения на этом железнодорожном направлении начались в 30-е годы, уже при Советской власти.
В эти годы в экономике Советской России значительно возросла роль угольного бассейна в восточной части УССР - Донбасса. Но имеющихся линий, для доставки угля в район Москвы и в центральную Россию не хватало. Поэтому решено было с большим размахом строить новую магистраль через Елец и Валуйки, которая во многом дублировала Курский ход на юг.
Участки построенные еще до революции и бывшие однопутными модернизировались и становились двухпутными и так на всем протяжении от Валуек до Каширы. А участок Москва - Кашира становился при этом вообще трехпутным, каким он остается и по сей день. При этом значительно возросла роль станции Ожерелье, как узловой. Станция стала важнейшей, с сортировкой, большими грузовыми парками и собственным депо. Курский ход при этом был значительно разгружен, став преимущественно пассажирским.

1. Помните известный плакат, который публиковали в последние годы, в связи с известными событиями?
Так вот, это не фейк, это реалии 30-х годов и именно тогда строилась супермагистраль от Москвы в Донбасс. И шла она от Павелецкого направления.
Кстати скорые поезда Москва - Донецк и Москва - Луганск, до 2014 года, ходил именно с Павелецкого и именно по этой дороге.



А участок Ожерелье - Богоявленск, построенный Рязанско-Уральской дорогой еще в конце XIX века, так и остался однопутным. В 1955 году он стал первым в Союзе участком электрифицированным в стандарте переменного тока, а станция Ожерелье - первой в СССР стыковой станцией.
В 80-е годы, в связи с постройкой перемычки Узуново - Рыбное, станция стыкования была переведена в Узуново, а участок Ожерелье - Узуново перевели на постоянный ток. Тоже уникальный пример перевода с "переменки" на "постоянку", а не наоборот.

2. К станции Ожерелье мы еще вернемся в конце поста, а пока предлагаю взглянуть на карту дороги в районе Каширы, на которой четко видно - какой участок построен первым, а какой пристроили чуть позже. И именно пристроенный участок Ожерелье - Елец, в 30-е годы прошлого века стал основным и двухпутным. На карте он уходит строго на юг от Ожерелья.
С тех пор многое изменилось. Распался СССР, а с 2014 года движение на восточную Украину по этой линии и вовсе практически прекратилось, но три пути от Москвы до Каширы, а также громадная станция Ожерелье так и остались живыми памятниками той эпохе.



3. Павелецкий Вокзал был построен в 1900 году по проекту архитектора А. Красовского для обслуживания Рязано-Уральской железной дороги. В конце 80-х годов вокзал реконструировался.
Как он выглядит со стороны города и со стороны путей, я уже неоднократно показывал за эти годы.
Это вид со стороны путей, каким он стал с 1987 года.


4.


5. Еще отсюда ходят аэроэкспрессы в аэропорт Домодедово.


6. Наша электричка, которая довезет нас до станции Ожерелье. Расстояние примерно 110 километров, стоимость проезда - 312 рублей.


7. В вагоне работали кондиционеры, что в тот жаркий день весьма порадовало.


8.


9. А это гораздо более старая электричка, выпуска 90-х годов. Они еще трудятся.


10. На одной из станций. Намек явно в адрес кого.


11. Движемся на юг от центра Москвы.


12. В Бирюлево пересекаем транзитный Курский ход, который был проложен на этом месте раньше Павелецкого.
С него на Павелецкий есть съезд, через который идут некоторые питерские южные поезда.


13. МКАД.


14. Тут хорошо виден третий путь участка Москва - Кашира.


15. И особенно тут, где виден мост построенный для третьего пути как раз в 30-е годы.


16. Станция Ленинская (до 1924 года - Герасимовская) с пышным вокзалом, построенным в 1954 году. Тут рядом находятся Горки Ленинские, где вождь умер.


17. Очень старая электрификация с характерными опорами. Такие же я видел например около Днепропетровска. Там тоже тянули "шнурок" после войны.


18. Пересечение с БМО у станции Михнево. БМО в нынешнем виде тут возникло не сразу, а первоначально с движением по участку Михнево - Жилево, пока в 1973 году не было построено спрямление.


19. Съезд с БМО на станцию Михнево.


20. В Михнево стоит типовой вокзал Рязанско-Уральской дороги 1898 года постройки. Такой же стоит в Жилево, Ступино и почти такой же в Ожерелье.


21. Солидное путевое развитие станций осталось с времен СССР, когда это направление было очень важным.


22. Насыпь с опорой КС. Осталась от старого съезда на БМО.


23.


24. Станция Жилево.


25. Приближаемся к городу Ступино. Чем ближе к Оке, тем живописнее виды за окном.
Никакой ели, одни лиственные леса как на юге. Вроде не у Москвы, а где-нибудь значительно южнее.


26.


27. Река Ока у Каширы внушает своими размерами и красотой пейзажа.


28. Вид моста через Оку со станции Кашира.
Видны остатки еще двух мостов, а существующие стоят на разных уровнях. Никто не знает - почему так?


О станции Кашира будет отдельный пост.
29. Вот и наша конечная - станция Ожерелье, со своим типовым вокзалом конца XIX века.


30. Еще одно станционное здание, скорее всего построенное в 30-е годы, во время реконструкции этой магистрали.


31. Первым делом конечно на мостик - снимать виды станции. Вид на юг. В двух километрах в эту сторону находится локомотивное депо, а за ним направление распадается на две линии. Одна на Павелец - Богоявленск - Мичуринск, вторая тепловозная строго на юг, на Елец


32. Размеры грузовой станции поражают, я даже не ожидал, что она такая большая. Такой она стала при СССР, сейчас же такие размеры явно излишни.


33. Вид на север, на Москву.
Под нами пути восточного грузового парка.


34.


35. Станция Ожерелье обладает очень длинным пешеходным мостом, который имеет длину метров 400.
Станция выглядит достаточно архаично. Тут нет новой контактной сети и здесь мало что изменилось за лет 30-40.


36.


37.


38.


39. Вид на север. Путевое развитие очень солидное.


40.


41. Эта часть путей вообще заросла.


42.


43.


44. Видно старое здание вагонного депо. Производит ремонт грузовых вагонов.


45.


46. Пути менее крупного западного парка. Не знаю как они там правильно на этой станции называются.


47.


48.


49.


50. Поселок при станции Ожерелье располагается с западной стороны. Сейчас он включен в состав города Кашира.


51. Вид на север, где расходятся пути западного парка. Видны две трубы Каширской ГРЭС, на которую от станции Ожерелье отходит электрифицированная ветка.


52. Через платформу уже выросли кусты.


53. Контейнерный поезд со стороны Рязани, который попал сюда по перемычке Рыбное - Узуново.


54. Древние станционные скамейки, на который сто слоев краски.


55. Охранники решили в жаркий день купить прохладненького. Была суббота.


56. А вот это было неожиданно! ЧС2К с вагоном-измерителем. Уже редкий зверь, по причине массового списания.


57.


58. Привокзальная площадь находится с восточной стороны станции. Тут тоже за 30 лет мало что изменилось.


59. Водонапорная башня носит следы двух эпох. Видно как ее сильно надстраивали при СССР, когда расширяли станцию под линию Москва - Донбасс.


60.


61. В тот день мороженое из украинского Тернополя удивило очень сильно. Откуда оно тут, под Москвой?


62. Нижняя часть башни имеет вид памятника архитектуры.


63.


64. Вид здания вокзала со стороны поселка.


65.


66.


67. В сторону Узловой ходит три пары ежедневных пригородных.


68.




Карта Сбербанка России: 5469 5500 2433 4598
Tags: Железная дорога, Москва 2020., Московская область., РЖД
Subscribe

  • Новая украинская книга.

    Недавно я писал, что в Киеве библиотеки массово избавляются от русских книг. Их выбрасывают или даже сжигают. А взамен поступает вот такая…

  • Вести из Киева и воспоминания детства.

    О вестях тревожных. Из Киева люди мне сообщают, что пошла тревожная информация о возможных массовых захватах храмов УПЦ МП и последующей их передачей…

  • Случай в Одессе.

    Еще один штрих к украинской гражданской войне. Трамвай «Желание»: Русская Одесса не сдерживает ненависть к обнаглевшим…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • Новая украинская книга.

    Недавно я писал, что в Киеве библиотеки массово избавляются от русских книг. Их выбрасывают или даже сжигают. А взамен поступает вот такая…

  • Вести из Киева и воспоминания детства.

    О вестях тревожных. Из Киева люди мне сообщают, что пошла тревожная информация о возможных массовых захватах храмов УПЦ МП и последующей их передачей…

  • Случай в Одессе.

    Еще один штрих к украинской гражданской войне. Трамвай «Желание»: Русская Одесса не сдерживает ненависть к обнаглевшим…