flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Бабуринский жилмассив а также немного о трамваях.

Небольшой рассказ об окрестностях станции метро "Выборгская", где я прогуливался на днях.
Бабуринский жилмассив, это то что я фотографировал после того как прошел от улицы Чугунной, под путями Финляндского направления по длинному пешеходному переходу.
Расположен Бабуринский жилмассив между улицами Смолячкова, Лесным проспектом и улицей Тобольской.
Это один из первых жилых микрорайонов для рабочих Выборгской стороны, памятник советского довоенного градостроительства.
Сооружён в 1928-32 годах (архитекторы Г. А. Симонов, Т. Д. Каценеленбоген, В. А. Жуковская). Назван так по имени Бабурина переулка, который позже переименовали в улицу Смолячкова.
Включал в себя восемь 5-этажных жилых домов на 3,5 тыс. жителей, детсад-ясли, механическую прачечную, магазин и др.
По тем временам (1928 год!!) это было неслыханное новаторство - возводить жилую поквартальную застройку из зданий типовых проектов, предназначенных для рабочих.
И не забывайте, что это происходило всего через каких-то 15-17 лет после очень длительной эпохи строительства доходных домов с роскошными фасадами. Эпохи когда типовое массовое строительство было практически невозможно и каждое здание стремились сделать со своим неповторимым обликом.
Хотел бы подробнее остановиться на еще одном здании.
Есть на улице Смолячкова, прямо через дорогу от Бабуринского жилмассива и доходный дом царской постройки. Он тут один такой во всем квартале.
Это собственный доходный дом Б. Е. Фурмана, построенный в стиле модерн в 1904 году. Дом этот имеет внутренний двор, куда я тоже зашел.
Чем мне лично памятно это здание с адресом Смолячкова 15.
Именно тут в 2014-15 годах располагались подразделения Петербургского тогда ещё ФМС, которые занимались исключительно беженцами из Украины. Городские власти специально для этого выделили помещения и даже мобилизовали студентов юристов, у которых тогда были летние каникулы.
Сколько тут пришлось провести дней и часов, в очередях, на всевозможных анкетированиях и собеседованиях. Именно тут решали судьбу многих тысяч украинских беженцев, тут мы все сдавали документы на статус "Временное убежище", благодаря которому мне удалось укрыться в России от преследований на малой родине.
В какой-то период из-за большого наплыва людей, часть подразделений ФМС перенесли через дорогу, как раз в одно из зданий Бабуринского квартала. Сейчас в том помещении Служба занятости.
Ходил, вспоминал эти толпы людей, это человеческое горе, которое разлилось по этим дворам и скамейкам, где сидели люди и на коленках заполняли документы.
Шесть лет прошло - быстро как один миг.
1.



2.


3. Вот тут были выделены дополнительные помещения, для разгрузки основного отделения ФМС на Смолячкова 15.


4. Фото 2014 года. Сентябрь.


5.


6.


7. Вот это помещение, где я сдавал фотографии и что-то еще на Временное убежище.


8.


9. Здание детского сада Бабуринского жилмассива. 1929 год.


10.


11.


12.


13.


14.


15.


16.


17. А это дом 1938 года. Самый молодой из здешних и самых красивый из уже советских.
Выходит фасадом к метро "Выборгская".
Своего рода "визитная карточка" всего этого довоенного массива. Вероятно тут жило начальство и ИТРовцы.



18. Дом 1930 года постройки. Выходит фасадом на Смолячкова.


19.


20.


21. Собственный доходный дом Б. Е. Фурмана . 1904 год.
Тут в 2014-15 годах Находилось подразделение ФМС по работе с украинскими беженцами. Осенью 14 года часть, из-за большого наплыва людей, служб перевели через дорогу, в дом который был на снимках выше.



22. Внутренний двор. Совсем другая эпоха и архитектура, чем то, что стоит через дорогу.


23.


24.


25. Улица Смолячкова (Бабурин переулок).


В тот день я проходил также мимо бывшего Трамвайного завода, что на улице Чугунной.
Корпус с проходными оставлен. Само это здание постройки 1934 года.
Видимо оставили как память о заводе, который когда-то снабжал своими трамваями бывшую трамвайную столицу всего мира.
Если кто не знает - в 1987 году трамвайная система Ленинграда считалась крупнейшей в мире, да и сейчас она на четвертом месте.
Завод прекратил свое существование в 2012 году. Мало кто знает, что последние 2 трамвайных вагона (типа 71-153) были построены и отправлены на Украину, в город Мариуполь в октябре 2012 года.
Не понимаю как можно было угробить такое знаменитое предприятие? Ведь в Ленинграде и Петербурге в XX веке была даже своя негласная трамвайная традиция - использовать в городской сети только трамваи своего питерского производства.
Все эти широко известные трамваи марок "ЛМ", "ЛВС", легендарный "стилляга" ЛМ-57, ЛМ-33 "Американка" и многие другие, всё это было изготовлено тут, на Выборгской стороне, на трамвайном заводе, который с 1934 года располагался за путями Финляндского вокзала и возле станции метро "Выборгская", с которой улицу Чугунную связывает длинный подземный переход.
Завод за все время своей истории, а это период с 1934 по 2012 год, изготовил 5547 трамваев.
Прилагаю также фотографии наиболее массовых изделий этого предприятия, многие из которых до сих пор составляют подавляющее большинство трамвайного парка города на Неве.
26.


27.


28. На территорию не зайти, охранник не пускает. Но все же сделал пару фото, где видно, что производственные корпуса уже снесены, а сама территория начала зарастать мелкими деревьями.
Собираются на месте бывшего трамвайного завода строить новый жилищный комплекс. Ситуация вполне стандартная.


29.


30. Заводская ограда. 1934.


31. Подъездной путь, который давно не используется.


32.


33. Парк отстоя электропоездов моторовагонного депо СПб-Финляндский.


34.


35. Здание на улице Чугунной.


36.


37. Трамвайные пути на улице Литовской. Возможно по ним когда-то с завода выходила готовая продукция.


38.


39. Крайний дом другого довоенного жилмассива - Батенинского.


40. Улица Новолитовская.


41. Жилой дом 1956 года постройки. Сталинский неоклассицизм.
Образует замкнутый двор в форме вытянутой трапеции. Выходя узким торцом в сторону Лесного проспекта.


42. Самая массовая продукция Петербургского Трамвайно-Механического завода. 1934 - 2012.
ЛМ-68.


43. ЛВС-86.
"Ленинградский вагон, сочлененный - 1986 год".
До сих пор - самый массовый в городе.



44. ЛМ-2008.


45. ЛМ-99.


46. ЛМ-33.
Массовый довоенный ленинградский трамвай. Легендарная "Американка".



47. ЛМ-49.


48. ЛМ-68. Предшественник более массового ЛМ-68М


49. ЛМ-57 "Стилляга".
Считался самым красивым советским трамваем.



50. ЛВС-2005

Tags: прогулки по Питеру
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О Минском метро.

    Это будет последний пост по сентябрьской поездке в Белоруссию. Две станции Минского метро на восточном отрезке Московской линии, которые тоже могут…

  • Немного о московских электричках.

    Ярославское направление от Москвы воистину - место в России, где электричкам тесно. От Москвы до Мытищ идет 5-путный участок, далее до Пушкино 4-х…

  • Станция Александров.

    Александров - крупнейшая станция на всем участке от Москвы до Ярославля. Расположена в 115 километрах от Москвы и в 170 от Ярославля. Является важным…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

Recent Posts from This Journal

  • О Минском метро.

    Это будет последний пост по сентябрьской поездке в Белоруссию. Две станции Минского метро на восточном отрезке Московской линии, которые тоже могут…

  • Немного о московских электричках.

    Ярославское направление от Москвы воистину - место в России, где электричкам тесно. От Москвы до Мытищ идет 5-путный участок, далее до Пушкино 4-х…

  • Станция Александров.

    Александров - крупнейшая станция на всем участке от Москвы до Ярославля. Расположена в 115 километрах от Москвы и в 170 от Ярославля. Является важным…