flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Гостилицы. Южное полукольцо. Часть 2.

1. Движемся дальше по южному автомобильному полукольцу, объезжая Гатчину с юго-западной стороны.



2. Стоим на пересечении с магистралью Усть-Луга - Веймарн - Мга. Застрять на переезде тут можно запросто.
Особенность этой дороги в том, что путепроводы над жд она имеет только во Мге и над главным ходом на Москву.


3. Теперь мы идем на север. Леса тут не слишком густые, часто вообще встречаются открытые пространства и даже поля.


4. Пересечение с дорогой на Волосово.


5.


6. Пересечение с важной трассой - Таллинским шоссе.


7. Мне сказали, что когда-то давно в этом домике был пост, который проверял документы и пропускал транспорт дальше. Стоял также шлагбаум.
Тогда эта дорога была чисто военной.


8.


Усадьба Гостилицы - главный объект на втором отрезке нашего пути.
Очень красивое и одновременно грустное место. Посетил его в четверг, во время проезда по южному автомобильному полукольцу.
Это примерно в 35-40 километрах на юго-запад от Петербурга. От побережья Финского залива эти места находятся в 20 километрах к югу.
Место было красивым и живописным еще до основания усадьбы в XVIII веке. Ведь где попало, грубо говоря в чистом поле, дворцово-парковые ансамбли и усадьбы не закладывались. В те давние времена представители высших сословий в этом толк знали.
История ее такова:
После Северной войны Петр I отдал мызу Гостилицы с деревнями фельдмаршалу Миниху. Местность с пересеченным рельефом, ручьями и родниками позволила создать в этом месте усадьбу с парком и прудами на реке Гостилке.
В середине XVIII века усадьба переходит в собственность фавориту императрицы Елизаветы и уроженцу Мало..ссии, А.Г. Разумовскому. Тогда же в стиле барокко в 1755 году, была построена Троицкая церковь - единственное что тут сохранилось в целом виде (архитектор Квасов).
В усадьбе жило несколько поколений Разумовских. Это были самые долгие владельцы усадьбы, всего - 80 лет.
В первой половине XIX века эти места переходят в собственность А. М. Потемкину (родственник того более знаменитого Потемкина).
И вот именно при нем и был в 1845 году по проекту А. И. Штакеншнейдера выстроен дворец, руины которого вы можете видеть на фотографиях. В последние десятилетия Российской империи усадьбой владели представители других дворянских фамилий - Голицыны, Врангели и др.

9. Троицкая церковь. 1755.


10. Внизу находятся пруды. Но мы туда не пошли - время поджимало.
Сюда бы приехать в ясную погоду и на весь день.


11.


12.


13. Дворец сохранялся в целом виде до 1941 года, пока до этих мест не дошли немецкие войска. Во время сентябрьских боев 1941 года он горел, но оставался еще целым, это видно по немецким фотографиям.
Вообще из той войны целой вышла только церковь. И то каким-то чудом.
Дело в том, что буквально в километре севернее Гостилиц, в 1941 году прошла линия фронта советского Ораниенбаумского плацдарма. Это была его самая южная и удаленная от побережья точка. Усадьба и дворец почти на 2,5 года оказались в буквальном смысле на передовой линии, но с немецкой стороны.
В 1944 году как раз в этих местах и чуть восточнее, началась операция по снятию блокады Ленинграда, под названием "Январский гром". Немецкие войска использовали все постройки для своей обороны и из-за этого эти места подвергались сильнейшему артиллерийскому обстрелу с нашей стороны.
В январе 1944 года дворец в Гостилицах был окончательно превращен в руины. В таком виде он и дошел до наших дней. Здание было построено настолько крепко, что даже в полуразрушенном виде оно стоит много десятилетий и не обрушивается. Внутрь можно зайти, хоть это и небезопасно.


14. Немецкое фото 1941 года. Видно, что дворец горел и ещё может быть запросто восстановлен.


15. Фото начала XX века.


16.


17. Западная сторона дворца.


18.


19. Пока внутрь заходить можно. Ограждений нет.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.


32.


33. Все остальные постройки усадьбы Гостилицы тоже либо разрушены, либо пребывают в плачевном состоянии. Кроме церкви.
Парк сохранился, хоть и нуждается в реконструкции и очистке.
В настоящее время эти места являются местом отдыха, в основном для местных жителей.


34. Развалины кавалерских корпусов.


35.


36. Восточная сторона дворца.


37. Улица Парковая идет к мемориалу "Непокоренная высота", где и проходила передовая линия советских войск.


38.


39.


40. Вот тут много интересных подробностей.


41.


42. Остатки бывшего хозяйственного двора.


43.


44.


45.


46.


47.


48. Указатель дороги к мемориалу.
Эти места, в отличие от района Мги, Синявино, Мясного Бора, Киришей, более везучие, если можно так выразиться, для наших войск.
Во первых немцев тут удалось сразу остановить в 1941 году и они дальше ни на шаг не продвинулись. Долгое время линия фронта тут была статичной, плацдарм держался крепко и надежно, но противник считал этот участок второстепенным, что и сыграло для него роковую роль в 1944 году.
В конце 1943 года генерал Говоров выбрал именно этот участок фронта для взламывания всей немецкой обороны вокруг Ленинграда. На Ораниенбаумский плацдарм была скрытно переброшена пополненная 2-я Ударная армия, созданы большие запасы боеприпасов. И 14 января 1944 года в этих местах был нанесен внезапный удар по немецкой обороне. Это была операция "Январский гром", которая быстро переросла в Красносельско-Ропшинскую наступательную операцию. Оборона группы армий "Север" у Ленинграда была наконец прорвана, что вызвало эффект домино.
Через какое-то время наши овладели важнейшим узлом всех дорог и тыловой базой снабжения всей немецкой группы армий "Север" - Гатчиной (тогда Красногвардейск), после чего, немецкие войска начали спешный отход из пределов Ленинградской и Новгородской областей на Нарву и Псков, бросая удобные и такие насиженные позиции по всему фронту.
Эту операцию позже назовут "Первым сталинским ударом".



49. Бывшая конюшня с каретником.


50. Фото начала XX века.


51.


52. Сам поселок Гостилицы мы не осматривали.


53.


54. Последний отрезок пути к Большой Ижоре. Движение на этом участке слабенькое.


55. Зато дорога красивая.


56.


57. Переезд через железную дорогу на Калище.


58.


59. Уже в городе, в тот же вечер.
Проехался в новеньком трамвае "Витязь" на 60-м маршруте, что на Юго-западе города.
Очень комфортно и мягко идет, в отличие от старых ЛВСов.
Впрочем это сравнение вообще не уместно. Это все равно, что сравнивать поршневой истребитель времен Второй мировой с современным СУ-35.
Ехал от "Балтийской жемчужины" до Автово, что немало. Но время прошло незаметно, да и как-то быстро он шел на удивление.
Возможно жители тех районов города к ним уже привыкли. Но возле меня "Витязи" увы не ходят.


60.


61.


62.

Tags: Блокадный Ленинград, Великая Отечественная война, Ленинградская область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments