flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Немного о метро.

Единственный в Петербурге "тройной" пересадочный узел.
Это место, где пересекаются три линии метро. В Москве таких полно, у нас же всего один.
Расположен в самом центре города, под Сенной площадью.
Характерной особенностью является то, что все три станции имеют названия на букву "С" - "Сенная площадь" (в прошлом "Площадь Мира"), "Садовая" и "Спасская". В связи с чем, лично я не так уж и быстро запомнил - какая станция на какой линии.
Быстро запоминается только самая старая станция, что на "синей" линии - "Сенная площадь", а вот "Садовую" и "Спасскую" даже сейчас иногда путаю.
Еще одна особенность узла, это то, что все три станции относятся к совершенно разным поколениям станций Петербургского (Ленинградского) метрополитена.
Самая старая это станция пилонного типа "Сенная площадь", открытая в 1963 (первое название "Площадь Мира") году в самый разгар хрущевской борьбы с "архитектурными излишествами". И это сильно отразилось на ее внешнем виде.
Построена она в максимально возможном по красоте виде, на тот момент разумеется. Как кстати и соседняя станция "Невский проспект".
Особенно станции Ленинградского метро, той хрущевской поры, резко контрастируют со станциями самой первой очереди, построенной незадолго до них, в 1955 году, очень пышно и красиво.
Вот станция "Сенная площадь" ("Площадь Мира") как раз из этой скромной серии - ничего лишнего.
Второй в 1991 году построили станцию "Садовая", которая выполнена в характерном односводчатом архитектурном стиле, активно применявшемся в Ленинграде с конца 70-х до начала 90-х годов. Просторные односводчатые станции глубокого заложения, построенные в тот период, вообще были фирменной фишкой Ленинградского метростроя. Строили их, когда уже миновала эпоха хрущевских экономий и упрощений, воплотившаяся в частности в целой серии станций с так называемой системой "горизонтальный лифт".
Ленинградские односводчатые глубокого заложения, это сильно отличалось от того, что строилось например в той же Москве или например Киеве.
Почти 20 лет "Садовая" была частью Правобережной линии метро, пока ее не переключили на другой участок.
И наконец третьей станцией этого метроузла является пилонная "Спасская", построенная в 2009 году уже в современном стиле. К слову сказать - собственный выход наверх эта станция получила только в конце 2013 года.
Пересадочный узел окончательно сформировался сравнительно недавно, в конце 2013 года, а до этого тут были и переключения станций с одной линии на другую, и достаточно сложная система пересадки, пока "Спасская" не получила собственный выход.
Долго и мучительно рождался в Петербурге наш единственный "тройной" пересадочный узел в метро - полвека.
Самой невезучей станцией является "Сенная площадь", наземный павильон которой строился в начале 60-х, частично на месте снесенного на Сенной площади собора - Спаса на Сенной.
В 1999 году у павильона именно этой станции обрушился козырек, что убило 7 человек. А 3 апреля 2017 года, именно с этой станции отправился поезд, вагон которого был взорван террористами. Тогда погибло 14 человек.
В память о снесенном соборе Спас на Сенной, была названа самая новая станция пересадочного узла - "Спасская".
Вот такая история.
Фото станций по порядку: "Сенная площадь" (1963), "Спасская" (2009) и "Садовая" (1991).

1. Самая старая станция "Сенная площадь" ("Проспект Мира"). 1963 год. Несколько приукрасили ее только, как мне пишут, в начале 90-х годов.



2. Оформление пересадочного тоннеля к станции "Спасская".


3. Самая новая станция узла "Спасская". 2009.
Пока эта станция конечная, а продолжения ветки в сторону Мариинского театра и западной части Васильевского острова, город ожидает уже много лет.


4.


5.


6.


7.


8.


9. Третья станция узла - "Садовая". 1991.


10.


Наверху павильоны имеют только две станции метро. "Садовая" имеет выход в подземный переход.
А два рядом стоящих павильона станций "Спасская" и "Сенная площадь", совсем не украшают одну из центральных площадей города. И даже если восстановление собора Спасс на Сенной новозможно, то было бы крайне желательным встраивание обеих павильонов во вновь построенное красивое здание, которое бы по архитектурному стилю соответсвовало центру Санкт-Петербурга.

11. Схема пересадочного узла на Сенной.


Дополняю свой небольшой рассказ также фотографиями со станций "Лиговский проспект" и "Достоевская", что на Правобережной ("оранжевой") линии. Эти две станции строились еще по советским проектам, характерным для эпохи Перестройки. Обе были пущены в момент развала Союза, в декабре 1991 года. "Станция "Лиговский проспект" тоже является ярким представителем ленинградской серии односводчатых станций глубокого заложения.

12. Станция "Лиговский проспект".


13. Характерные светильники. Стиль конца 80-х.


14.


15.


16. Станция "Достоевская".


17.


18.


А теперь виртуально отправимся в Киев.
Пока что самая новая станция Киевского метро - "Теремки". Открыта 6 ноября 2013 года, ровно за две недели до начала трагических событий, приведших к государственному перевороту.
Станция односводчатая мелкого заложения.
19.


20. Мои фото. Июнь 2014 года. До эмиграции остается 6 дней


Впрочем не все так плохо с метрополитеном в столице Киевского режима.
Как мне сообщили и даже присылали фотографии, не так давно в Киеве начато строительство метро на жилмассив Виноградарь. Это ожидалось еще в нулевые годы.
Тянут продолжение от "Сырецко-Печерской" линии в составе двух новых станций. Тянут от станции "Сырец". Работы идут в частности в лесопарке "Дубки", который изобилует глубокими оврагами и родниками. Это места моего детства.
В связи с чем возникает резонный вопрос - где они будут закупать дополнительные поезда? Ведь с Россией это государство разорвало связи в этой сфере.

21. Это фото сделано одним киевским блогером на площадке возле бывшего завода "Квазар" - "Кристалл", где я в 80-е годы начинал свою трудовую деятельность.
Август 2019 года.


22. А эти две фото мне прислал знакомый. Снято пару недель назад на смартфон. Идут работы в лесопарке Дубки на улице Стеценко.
В глубине кстати виден дом по улице Щусева, где я жил 30 лет.


23.


Кому интересно про строительство новой ветки в Киеве, много информации вот тут:
https://tov-tob.livejournal.com/151068.html

Поддержка блога:
Карта СБ: 5469 5500 5863 0507

Tags: городской транспорт
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

Recent Posts from This Journal