flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Category:

Солигалич. В поисках железной дороги.

В Солигалич, этот городок на северном краю обитаемой центральной России, в последнее время все чаще стали приезжать туристы из больших городов - отдохнуть, расслабиться на этой тишине и свежем воздухе. Но едва ли большинству из них приходит в голову, что город-то имеет железную дорогу. Хотя официально пассажирского сообщения нет и населенный пункт не считается железнодорожным.
Да и эта железная дорога есть далеко не на всех картах, хотя вот например Атлас автомобильный дорог России ее показывает. А сама станция расположена практически за городом, в противоположном краю от южного направления, на краю глухого леса и её еще нужно разыскать, чем мы собственно в тот день и занялись.
Но вначале о самой железной дороге. Зовется она - Монзенская жд, по названию самой первой крупной станции.
Монзенская железная дорога — одна из крупнейших в России ведомственных железных дорог широкой колеи (1520 мм). Этот факт наиболее интересен, потому как большинство подобных дорог в России имеет узкую колею. То есть она по сути полностью интегрирована в сеть РЖД.
Располагается на территории Вологодской и Костромской областей.
Владелец Монзенской железной дороги — ООО «Монзажелтранс», учредителями которого являются Монзенский ДОК, Череповецкий фанерно-мебельный комбинат и Солигаличский известковый комбинат. Управление железной дороги находится на станции Вохтога, где она собственно и начинается. Вохтога - станция на магистральном участке Вологда - Буй.
Дорога тупиковая и достаточно длинная. Более чем на 200 километров углубляется она в лесные дебри этих северных районов центральной России. Имеет ряд ответвлений, в том числе и на Солигалич.
Строилась Монзенская дорога еще с довоенных времен в несколько этапов. С 1932 по конец 80-х, когда дошли до глухой тупиковой станции Кема. Были даже планы продлить ее на Котлас и сделать магистральной, но не сложилось.
Изначально строилась она для вывоза леса с заготовок, чем частично занимается и сейчас. Дорога убыточна, но ее тем не менее содержат. Пишут, что тяга осуществляется маневровыми: ТЭМ2, ТГМ1, ТГМ3, ТГМ4, ТГМ6, ТГМ23, которые в середине 70-х заменили паровозы. Скорости в целом невысокие из-за состояния путей.
Еще есть информация, что на начальном участке от Вохтоги якобы есть нерегулярное пассажирское сообщение, в составе сборных поездов. Ну в общем вкратце как-то так.
1. Карта Монзенской железной дороги из Википедии.



2. А вот эта карта дает более полное представление - по каким глухим местам Русского севера она проходит. А Солигалич лишь ее ответвление, один из тупиков, поэтому посещение станции Солигалич конечно не дает полного представления о этой жд линии.
Она уходит словно в таежную даль, от всех городов и дорог, от мест где есть интернет, покрытие и электричество, в глухие чащи, как раз в сторону родины Деда мороза, который в этом году здорово подкачал.


3. Северо-западная часть Солигалича, от которой надо идти километра три по дороге, чтобы выйти к этой железной дороге.


4.


5. Солигаличская районная больница на на окраине городка. Здание в хорошем состоянии.


6.


7. Поселок Льнозавода. Постоянное население 18 человек. Пишут, что льнозавода больше нет.


8. Это мы отошли от центра Солигалича всего на пару километров а жизнь уже почти и кончилась.


9. Лесозаготовки. Это говорит о том, что станция где-то недалеко.


10.


11. Точно! Вон видим вагоны лесовозы.


12. Как раз идет погрузка леса.


13.


14. Тут ветка делает петлю и пересекает дорогу, но сама станция где-то дальше.


15. Вон видна уже и станция. Но мы же по путям не ходим.


16. Разве что немножко, метров 20 и сразу назад.


17. Вот так это выглядит. Не знаю - что тут делают вагоны-хоперы. Может как база запаса для них.


18.


19. Ну вот собственно и здание станции.


20. Похоже на вагон от электрички Ср, который стоит тут несколько десятилетий.


21. Давно списанный тепловоз из того перечня, что я приводил выше.


22.


23.


24. Платформа из первой половины XX века.


25.


26. Из окна нас смотрели девушки, работающие в этом здании. Но никто не вышел.


27.


28. Изготовлен в Калуге в 1991 году. Числится за Известковым комбинатом. Вроде действующий.


29. Очень старый снегоочиститель.


30. Совсем свеженькие полувагоны, которые видимо недавно пришли со стороны Вохтоги.


31.


32. Глухой и непроходимый лес подступает со всех сторон.


33.


34. Семафор и направление на Ламсу, где соединение с основной веткой.


35.


36. Фото настоящего русского леса. Темного, непролазного, как в сказках. Того и гляди волки выскочат.
Дальше нет больших дорог, да и маленьких почти тоже, нет по настоящему крупных населенных пунктов до самой тундры. Река Сухона километрах в 60 севернее протекает и магистральная железная дорога на Воркуту еще на километров 160 севернее проходит.
Автодорога на Архангельск проходит через эти леса, но немного западнее, или по касательной, если смотреть строго на север.
А еще севернее протекает Северная Двина, но там уже рядом берега арктических морей.



37. Жилые дома при жд станции.


38. Вид на "вокзал" Солигалича сзади.


39. Вечером следующего дня. Проезжаем как раз через ту самую станцию Вохтога, где Монзенская железная дорога соединяется с сетью РЖД.
Магистральный участок Буй - Вологда.


40. Была бы многочисленная жизнь в этих краях, как 100 лет назад, глядишь поезд Солигалич - Вологда появился бы, или беспересадочный вагон до самой Москвы.


41. Лесовозы. Возможно прибыли как раз с Монзенской жд.

Tags: Железная дорога, Костромская область
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments