flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

От Московской заставы до Лиговки.

Это было еще в октябре. Однажды в солнечный день по пути из больницы решил сойти на станции метро "Московский воротах" и пройтись пешком до Лиговки.

Надпись, отлитая на Московских триумфальный воротах - "Усмирение Польши". Это самая наивысшая форма величия Российской империи - на эту красоту я готов любоваться вечно. Хоть и у меня самого по отцовской линии в роду были поляки.
Этот наш западный сосед веками доставляет нам одни лишь проблемы и кажется мы никогда не будем дружественными друг по отношению к другу.

Ворота стоят на Московском проспекте, который ведет на юг к выезду на Москву и Киев. Историческое название района - Московская застава. В 1961 году под площадью построена станция "Московские ворота".
"Сооружены в 1834—1838 годах по проекту архитектора В. П. Стасова в честь победоносного окончания русско-турецкой войны 1828—1829 годов.
По традиции на воротах была помещена посвятительная надпись, составленная императором Николаем I: «Победоносным Российским войскам, в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах».
"В 1936 году Московские ворота были разобраны для планирующегося переноса центра города на юг с главной площадью у Дома Советов на Московской площади. Московскими воротами в рамках этого проекта собирались украсить планируемый парк.
В 1959 - 1960 годах по инициативе директора КГИОП Николая Николаевича Белехова ворота были восстановлены на прежнем месте."
Там еще гербы городов или земель. Интересно каких?
1.



2.


3.


4.


5.


6.


7.


8.


9.


10.


11.


12. Гостиница «Холидей Инн Московские Ворота». Мне кажется, что это стеклянное чудовище совсем не украсило собой площадь Московские ворота.


13. Балтийская чайка как-бы напоминает о близости моря.


14.


15. Заставная пожарная часть. Первое новое сооружение, появившееся в 1920-е годы на Московском проспекте.


16. Вот самый конец Лиговского проспекта, который тянется сюда из самого центра города и имеет длину 6 километров.


17. Я пошел в сторону Лиговки по четной его стороне.
Учебный корпус Ветеринарной академии.


18. Тут Лиговский проспект представляет из себя что-то вроде бульвара. По обоим сторонам старая промзона, уже правда бывшая, ныне превращенная в  офисно-складскую.


19. Корпус рыбокомбината "Пищевик". Бывшее здание торгового дома "А. М. Жуков"
1900-е гг. - техн. А. И. Рейнбольдт.


20. Вот это громадное промышленное здание - единственное, по настоящему обращающее на себя внимание, на всем 2-х километровом отрезке между Московскими воротами и витебской железной дорогой.
Это холодильник акционерного общества товарных складов ("Завод льда") - Холодильник хладокомбината N 1. Архитекторы: Голензовский А. Ф.
Год постройки: 1914. Его не снесли и подвергают реконструкции и перестройке под современные нужды.


21. Вот там находится территория, где находились печально известные Бадаевские склады, разбомбленные немцами в 1941 году.
Сейчас тут много чего сносят. Часть территории отдают под жилую застройку, часть под офисную и торговую. Думаю, что еще лет 10-15 назад, эти места выглядели совсем по другому.
Видна новая застройка в районе станции метро "Фрунзенская", что уже совсем недалеко от центра Петербурга.


22.


23. Недавно построенная "Лента".


24. А так это место выглядело ровно 5 лет назад. Мой снимок 2014 года.


25. Бывшая промышленная жд ветка, идущая как раз в сторону Бадаевских складом. Начинается она от станции Волковская.
В кадр попал бывший мыловаренный завод Жукова, стоящий на этом месте с середины XIX века. Ныне ЗАО "Аист", профиль продукции которого примерно тот же.


26. Бывшая лаборатория мыловаренного завода. Пишут, что здесь одно время работал Д.Менделеев.


27. Заводоуправление ЗАО "Аист". Видно, что первые два этажа построены еще до революции.


28. Ну вот и подошел я к косому пересечению с витебской железной дорогой. Я не мог не зайти на путепровод, чтобы сделать снимки и с него


28. Вид в сторону Витебского вокзала. Центральная ТЭЦ, высоченная труба которой видна со многих точек центра города.


29. Вид на большую промышленную зону в районе улиц: Черниговская, Киевская, Смоленская, Заозерная. Именно в ее центре как раз и находились Бадаевские склады.


30. Территория бывшей станции СПб-Витебский-товарный. Или не бывшей.


Последний высокий доходный дом Лиговки.
Это доходный дом Молодяшина, построенный в стиле модерн в 1911 году.
Стоит на Лиговском проспекте в самом конце исторического района Лиговка, почти что у моста Витебской железной дороги над проспектом, за которой уже начинается Московская застава.
Место в первой половине XX века уже довольно удаленное от центра города. Повсюду промышленные зоны, склады, заводы, бесчисленные промышленные жд ветки, пронизывающие промышленный пояс Ленинграда, находящийся южнее Обводного канала.
Такой вид эти районы города приняли на рубеже XIX-XX веков, во время бурного промышленного развития Петербурга.
Из окон этого дома, 8 и 10 сентября 1941 года, было лучше всего видно, как немецкие бомбардировщики сбросили свои зажигалки на Бадаевские склады, находящиеся метрах в 400-х, за Витебской железной дорогой. И последующий пожар на этих складах.
Это трагическое событие обросло легендами и навсегда вошло в память о блокаде.
Очень много пишут об этом пожаре, у которого оказалось почему-то слишком много очевидцев. Хотя в те дни в Ленинграде горело повсюду после налетов, а сам этот промышленный район был достаточно далеко от густонаселенного центра города. Думаю что город после сильных бомбежек был во многих местах оцеплен и не так то просто было ходить в те дни где вздумается.
31.


32. Путепровод с витебской железной дорогой, стоящий над Лиговским проспектом.


33. Фото этого места 1969 года. Путепровода еще нет, а есть жд переезд.


34. И снимок начала XX века. Виден как раз доходный дом Молодяшина.


35.


36.


37.


38.


39.


40. Постепенно начинается застройка доходными домами, среди которых попадаются и советские довоенные здания.


41.


42. Типовая для многих промзон Ленинграда кирпичная ограда.


43.


44. Одно из зданий фабрики-прачечной №1. Довоенное здание.


45. Автобус Варшава - Минск - СПб.


46. Это начало уже настоящей Лиговки с дореволюционной застройкой. С улицы Расстанной появляются трамвайные пути, идущие со стороны Волково и Купчино.


47.


48. До Обводного канала тут уже совсем недалеко.


49. Улица Расстанная, которая идет прямо к Волковскому кладбищу. От этого у нее и такое название, от слова - расставание. "Дорога, по которой возили покойников".


50.


51. В перспективе улицы Расстанной виден храм Воскресения Словущего на Волковском кладбище


52. Дальше я уже ехал на трамвае.

Tags: околицы Питера, прогулки по Питеру
Subscribe

  • Станция Малая Вишера.

    Вот уж не знал, что своим появлением городок Малая Вишера обязан обычному километражу, который тут составляет 160 километров от Петербурга, что…

  • Астраханские электрички на станции Кутум.

    Железнодорожная станция Кутум на южной окраине Астрахани, вблизи крупных по местным меркам жилых микрорайонов советской постройки. Названа по…

  • На Ладоге штормит.

    Возил вчера одного приезжего знакомого - показывать Ладожское озеро. Это на самом деле не так далеко, примерно километров 50 на электричке строго на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Станция Малая Вишера.

    Вот уж не знал, что своим появлением городок Малая Вишера обязан обычному километражу, который тут составляет 160 километров от Петербурга, что…

  • Астраханские электрички на станции Кутум.

    Железнодорожная станция Кутум на южной окраине Астрахани, вблизи крупных по местным меркам жилых микрорайонов советской постройки. Названа по…

  • На Ладоге штормит.

    Возил вчера одного приезжего знакомого - показывать Ладожское озеро. Это на самом деле не так далеко, примерно километров 50 на электричке строго на…