?

flackelf


Русский киевлянин пишет из Петербурга.


Previous Entry Share Flag Next Entry
Кимры. Прогулка по центру.
flackelf
На самом деле Кимры достаточно крупный город - 45 тысяч населения. Но городом Кимры стали только в 1917 году, при Временном правительстве.
А до этого времени очень долгое время считались ремесленным дворцовым селом. Впервые дворцовое село Кимра упоминается в 1546 году в грамоте Ивана IV.
С тех пор Кимра развивалась именно как центр обувного ремесла. Название "Кимры" пошло с начала уже XX века.
К середине XVII века более половины крестьянских семей Кимр занималось сапожным промыслом. В начале XVIII века жители села заключили соглашение с канцелярией императора Петра I на поставку для нужд армии нескольких тысяч пар обуви (сапог и башмаков), кожаных мундиров и сёдел в течение нескольких лет. К концу XVIII века тут проживало всего около 550 человек. Но несмотря на такое небольшое население, Кимры фактически становятся центром российского обувного промысла, налаживается также торговля хлебом.
В XIX веке село продолжало расти, появлялись каменные храмы и другие постройки, начали проводиться ярмарки. К началу XX века Кимры подошли как достаточно крупное и богатое ремесленное село, более похожее по размерам на уездный город. К 1890-м годам в Кимрах проживало около 6000 жителей. Кимряки ежегодно производили до 2,5 миллионов пар обуви. Перед революцией был построен Гостиный двор, а в 1906 году обувная фабрика "Якорь", выпустившая к 1914 году 200 тысяч пар обуви.
В 1902 году на правый берег Волги, в село Савелово, что напротив Кимр, из Москвы пришла железная дорога. Это обстоятельство сильно изменило дальнейшую историю этих мест.
К 1917 году в Кимрах проживало уже 20 тысяч человек. Работали 2 банка, казначейство, кредитное товарищество, из учебных заведений — 4 училища, 2 министерские школы, 5 земских школ. Функционировали богадельни, пожарное депо, электростанция, водопроводная система, библиотека-читальня, ночлежные дома, почтамт. Сформировался полноценный город на берегу Волги.
Во времена СССР обувная фабрика «Якорь» была национализирована и обрела новое название — «Красная звезда». Интересная деталь:
"В годы «Новой экономической политики» некоторые жители Кимр смогли обогатиться, обзавелись частными домами. В Заречье появились целые улицы одноэтажных и двухэтажных деревянных домов в стиле модерн."
В Савелове на правобережье, еще до войны появился машиностроительный завод. После войны появились еще предприятия и к 1991 году общее население достигло 62 тысяч человек. Это был абсолютный исторический максимум.

В последние 28 лет город испытывает значительные трудности, некоторые предприятия закрылись, численность населения снижается, а сами Кимры входят в состав громадной и считающейся бедной Тверской области. Не слишком помогает даже транспортная близость к  Москве. Хотя усилия сделать город более комфортным для жизни все же видны. Взять хотя бы реконструкцию моста через Волгу, которую провели в нулевые годы. Это было самым главным для города.
Сравнительно неплохо выглядят местные дороги, но в целом конечно картина достаточно грустная, особенно на контрасте с соседним Подмосковьем.
Помимо прочего город обладает и туристическим потенциалом, чему способствует и место его расположения - на большой красивой реке.

1. Памятник сапожнику в центре города. 2014.



2. В деловом центре Кимр, построенном в начале XX века, сохранились Гостиный двор в псевдорусском стиле, торговые ряды - лавки с аркадами, кирпичные дома в стиле модерн.


3. Дом братьев Лужиных на улице Кирова (Конной). Это одна из центральных улиц города.


4.


5.


6. Деревянный дом Серепьевых. 1910 год.


7. Улица Кирова.


8. Пересечение Урицкого (Ильинская) и Кирова. Здесь стоит памятник сапожнику.


9. Вот в этом доме есть приятное и очень популярное заведение, где можно недорого поесть и выпить кофе. Ресторан "Сковородка". Что-то типа московских "Му-Му".
Это: "Бывший "Дом крестьянина". На его открытии выступал Михаил Иванович Калинин."


10. Все в городе очень контрастно. Сделанные тротуары чередуются с требующими ремонта, такая же ситуация и с домами. Но домов требующих реставрации или даже сноса все же больше.


11.


12. Дом Потапенко.
"Онуфрий Васильевич Потапенко был личностью необычайно колоритной. Выходец из донских казаков, торговал кимрской обувью в Малороссии. Но ему так понравился деловой ритм села Кимры, которое «сапогом промышляет», что он переехал и женился на кимрячке, построил в селе Абрамове, близ Кимр, кожевенный завод, на котором наладил выпуск модного так называемого гамбургского товара не затратного в производстве, но пользующегося хорошим спросом."


13.


14. Дом Собцова - скупщика обуви. 1895 год.


15. Дом в стиле модерн. Бывшее здание суда.


16. Памятник Туполеву, уроженцу этих мест. О нем я уже упоминал.


17. Головная боль города. Руины Гостиного двора в самом центре. 1914 год.
Горели в последние десятилетия. Похоже, что никто не знает, что с этим делать.


18. И руины Торговых рядов, тут же по соседству.
"Построены в 1909 году на месте более древних торговых сооружений. Облик их настолько характерен, узнаваем и типичен, и, при этом, имеет несомненные художественные достоинства, что без фотографии этого объекта не обходится ни один фотоальбом путешественников, приезжающих в город."


19. Дом на Театральной площади.


20. Памятник Ленину на Театральной площади. Поставлен в 1934 году.
До этого здесь почти 10 лет стоял памятник Александру II (был поставлен в 1912 году).


21. Особняк купца Теплова, недалеко от моста через реку Кимрку.


22. И стоящий по соседству дом врача Жардецкого, построенный в годы НЭПа.


23. Улица Кирова спускается к мосту через Кимрку.


24. Характерная советская чугунная ограда, которая встречается в городе повсеместно по обоим сторонам Волги.


25. Устье реки Кимрка, превратившееся в полноводный широкий залив, после затопления Угличского водохранилища. Это место именуется - Гавань.


26. Кстати капитальный мост через Кимрку в городской район Заречье, построили только в 1983 году. До этого был деревянный.


27. Вид с моста на храм Вознесения Господня в Кимрах. С него же видна реконструируемая набережная Гавани.


28. Вид в другую сторону. Видна фабрика, производящая средства индивидуальной защиты.


29.


30. Улица Орджоникидзе (Крестьянская) в Заречье.


31. Новая набережная в Заречье.


32.


33. Чисто русский пейзаж. УАЗ "Буханка", стоящий у березы.


34. В Заречье было замечено много разрушающихся деревянных домов постройки начала XX века.


35. И посреди этого стоит прекрасный отреставрированных храм, построенный в 1829 году.


36. Он является местной архитектурной доминантой на берегу Волги, у слияния ее с Кимркой.
В городе есть еще один большой храм, к которому мы к сожалению не сходили. Не успевали из-за электрички.


37.


38.


39.


40.


41.


42.


43.


44.


45. По улице Калинина (Тверской) вышли к берегу Волги.


46. Заброшенная вечерняя школа. Похоже на советское довоенное здание с характерной башней.
Лучше бы уж снесли это "украшение" стоящее на берегу Волги.


47.


48. Волга.


49. Городской причал на Волге.


50. Похож на действующий.


51.


52.


53. Начало новой набережной возле городского причала.


54. В советские времена - речной зал ожидания.


55.


56.


57. Снова в центральной части города. Кинотеатр "Волга".


58. Сохранившаяся старая булыжная мостовая на противоположном от Заречья берегу гавани (устье Кимрки).


59.


60.


61.


62. Какой речной простор!


63. Набережная имени Фадеева.


64. Кимрский городской театр. Это громадное здание построено уже в 80-е годы, на месте взорванного еще в 30-е Покровского собора. Соответственно Соборная площадь города превратилась в Театральную.


65. Так это место выглядело 100 лет назад.


66.


67. Здание гостиницы. 1958 год.


68.


69.


70. Дом на Театральной площади.


71. Дом торговца рыбой Зайцева на улице Володарского (Большой).


72. Здание 1910 года на улице Володарского.


73.


74. Автобусная остановка. Отсюда за 15 минут можно доехать до станции Савелово и уехать в Москву на электричке.


Для того, чтобы блог существовал и при этом был как можно интереснее и разнообразнее, скромная и посильная поддержка от друзей и подписчиков будет принята с огромной благодарностью.
Карта Сбербанка России: 5469 5500 2433 4598
Яндекс деньги:
Номер кошелька
410011592201081



  • 1
н-да, сапожник на первой фотографии приуныл изо всех сил. И есть отчего.

Как жаль... А такой симпатичный и атмосферный городок.

И до Москвы всего 150 км.

2. Дом Лужина (в народе "Теремок") - это именно он, а не на фото 3.
5. Ул. Карла Маркса.
14. На 1-м этаже в 80-х был магазин "Культтовары", где в продаже постоянно были цветные телевизоры, магнитофоны и т.д. Помню, мальчишками приходили посмотреть.
18. В 50-х - 60-х годах в этом строении размещался один из цехов местной швейной фабрики, позже - склад этой же фабрики.
19. Дом С.И. Горбылева. В советское время - редакция районной газеты, в разное время называвшейся "Кимрская жизнь", "Коллективная жизнь", "Городская жизнь" и, наконец, "За коммунистический труд" (эту я уже помню).
20. На заднем плане - обелиск Победы, установленный в 1971 г. У основания замурована капсула с посланием к потомкам. Над ней плита с надписью "Вскрыть в 2071 году".
26. По-моему, все же немного попозже. Я еще помню, как ездил по деревянному мосту на велосипеде.
28. Фабрика им. Максима Горького. Одно из самых "живых" предприятий города. Не в последнюю очередь благодаря заказам от МЧС.
35-36. Храм Вознесения Господня. Строился постепенно с 1809 по 1829 г.
50. Нет, к сожалению, теплоходной стоянки в Кимрах больше нет.
64. Не совсем верно. Здание рабочего клуба было построено еще в 30-х, а перестроено и получило свой нынешний вид в конце 50-х. В 80-х в нем прошел капитальный ремонт и реконструкция.
67. Тут ты, видимо, опечатался. Здание 1858 года.
70. Кстати, до 2012 г. Театральная площадь называлась Советской.

Edited at 2019-11-20 02:01 pm (UTC)

Фото 15 - не в этом доме раньше книжный магазин был?

Я там летом восемьдесят пятого увидел толстенную пачку портретов нового Генерального Секретаря :) Без родимого пятна на макушке :)

Дом Лужина спасли, когда он уже был на грани разрушения. Честно говоря, думал, что не выживет.

Вспоминаю забавный эпизод, связанный с газетой "Кимрская жизнь". Году эдак в 94-м попался мне в руки один экземпляр. В конце там был кроссворд. В среднем, в газетных кроссвордах я отгадывал 50-70% слов, поэтому к этому, опубликованному в провинциальной газете, поначалу отнёсся скептически, небось примитив какой-нибудь. Сильно удивился, отгадав, по-моему, 3-4 слова из всего кроссворда. Кстати, он был откуда-то переснят.

Спасибо за пост.

Вы совершенно напрасно не указали что в городе есть и другие новые здания кроме храма. Тем более что Вы мимо них проходили.

Должен заметить что следовало бы указать что вот эти полуразрушенные здания соседствуют именно с памятником Ленину . То есть с 2 сторон из 3 Ленина окружают руины.

Они хорошо видны на фотографиях. Отреставрированные дома.

Жалко мне Кимры. Бываю там ежегодно с 1985 года, и не перестаю сожалеть, глядя, как он ветшает...

Что тут сказать , жуть конечно , и к огромному сожалению, так выглядят почти все малые города Центральной России, чуть лучше ситуация на Юге (Воронежская, Белгородская области), но в целом такой же унылый пейзаж.

Мне просто интересно смогут в России существовать всего два города , Москва миллионов 70 и Питер миллионов 50 и вдоль границ вахтовые поселки , там базы какие-нибудь ))))

Не все так плохо как вам кажется. Есть города, которые выглядят гораздо лучше. На юге конечно веселей. Но быть такой ухоженной как Германия Россия не может в силу своего климата, громадных размеров и расстояний и нехватки населения. И то чудо, что удерживаем на севере Евразии, этом "холодильнике планеты" - самую большую недвижимость в мире, как однажды написали американцы. И даже строим и обслуживаем дороги, тот же Транссиб например. Армию мощную имеем.

Да понятно что Германией не будем, там впрочем своего срача заброшенного хватает, но эти разваливающиеся здания, обилие дебильной рекламы и не кошенные газоны, там где они есть вполне решаемая проблема. Ключевой момент в централизации финансовых потоков, страна богатая, с богатой столицей, регионы нищенствуют.

Целиком поддерживаю. При такой разнице в бюджетах по другому и быть не может. Даже миллионники имеют удельный бюджет (на душу населения) раз в 5-7 меньше Москвы, куда уж там Кимрам... Сплошная варламовщина.

Edited at 2019-11-21 07:52 pm (UTC)

торговые ряды обвалились недавно.

убивает грязь на дорогах и вечногрязные авто, сука, ну кто-нибудь займется газонами или уже в другой жизни?

Сапожной и валяльное дело в этих края развилось из-за особенностей регионального сх - в РИ тут преобладало пастбищное животноводство(крс + овцы), да и гадюк в этих местах всегда много - без сапог ну никак. Сейчас кожа вся импортная на обувь(кирза/берцы) и в Кимрах и Талдоме обувные производства загнулись/упали на уровень кустарных производств.
Фото 54 - вот такой сарай ставили для пассажиров речного транспорта на Волге в райцентре Нечерноземье - совершенно понятно, что в СССР в РСФСР деньги не вкладывали. Такой кирпичный сарай стоит от меня через двор в детском саду - хозпостройка начала 80-х.
Вот тут фото 29 https://flackelf.livejournal.com/1092611.html речной вокзал в Осташкове, построенный ЦНИИМАШ(на свои средства) для своих сотрудников, ожидающих теплоход на Городомлю и/или автобусы в Калининград(МО). Данный проект был осуществлён после многочисленных попыток с 70-х договориться с осташковскими чиновниками и партийцами, даже рабочих своих завозили и технику на эту стройку.
Как говорится разница есть, область одна и та же - Калининская.
Фото 49-50 - данный причал был косметически восстановлен в 2010 под круизную навигацию 2011 - очередной "эффективный губер" Тверской области отметился. В навигацию 2011 выяснилось, что туристам в городе в общем и смотреть не на что, а причал в 2012 признали аварийным. При этом явно денег отмыли, т.к. достаточно было на сезон дебаркадер поставить и посмотреть как пойдёт. Круизный бизнес на Волге - жёсткий бизнес, поэтому с 2012 круизёры сюда не заходят - есть много других нарядных городков.

А на меня как-то не пахнуло с этих снимков безнадегой. Наоборот, чем-то душевным и родным.

В таком месте только мрачный российский арт-хауз снимать какому-нибудь модному режиссеру. Где все пьют и сплошная безнадега.

Вам для контраста надо было в Дубну поехать. Часто же автобусы ходят. Оттуда и уехали бы на электричке.
Дубна, на мой взгляд, лучший город Московской области, развивающийся не продажей околоМКАДных человейников приезжим, а созданием и развитием новых предприятий, например в ОЭЗ. Новостроек довольно много, но они намного "человечнее", чем в ближнем замкадье. И покупают их люди, приезжающие жить и работать именно в Дубну, а не в Москву.

Дубна - город благоустроенный и довольно уютный, но с точки зрения туриста там ничего интересного нет, разве что в кварталах сталинок в старой части погулять приятно.

На первый взгляд да. Но хотя бы потому что уютный - побывать стоит. Район с "дачами академиков" в ИЧ, набережная Волги. Хотя, судя по фоткам, погода в тот день была не очень.
Там даже по новостройкам ходить приятно, в своём же городе я на них без содрогания смотреть не могу и стараюсь без крайней необходимости в тех районах не бывать, настолько хищнически и нечеловеколюбиво они смотрятся. Понятно, что это субъективно, но, возможно, для меня Дубна это иллюстрация на тему "каким бы я хотел видеть свой город".

Интересно, почему моя бабушка говорила, что в Кимрах живут одни разбойники? А город очень симпатичный, но, похоже, хорошего хозяина в нем нет.

  • 1