flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

2013 год. Участок Житомир - Бердичев - Казатин II. История и современность.

Ровно 6 лет назад. Октябрь 2013 года. Последний раз, когда я видел украинскую осень.
Предлагаю свой довольно колоритный железнодорожный пост. Не думаю, что его видели большинство моих нынешних посетителей.

Это была поездка по кругу Киев - Житомир - Казатин - Киев. До начала госпереворота оставалось всего полтора месяца.
Несколько лет я вынашивал планы добраться до базы запаса Казатин II, и вот они осуществились в ту последнюю осень.
Интересно, те ВЛ80 до сих пор там гниют? Такую экзотику в России уже наверное нигде не найдешь.




7-35 утра. Дизель-поезд, прибывающий из Коростеня, на котором мне предстояло отправиться из Житомира в Казатин. Я решил выйти на станции Казатин-II, чтобы осмотреть базу запаса старых локомотивов, а дальше попуткой добраться до станции Казатин-Пассажирский, откуда вернуться домой в Киев.
Справа стоит дизель-поезд ДР1А-264, только что прибывший из Новоград-Волынского, на котором я 2 недели назад возвращался из Олевска в Коростень.


Карта оборота дизель-поездов депо Коростень, которая охватывает всю Житомирскую и часть Хмельницкой областей.


В этом дизеле деревянные лавки были окрашены в коричневый цвет. Имелась также нумерация мест, что указывало на использование этого состава в качестве регионального экспресса.


Пустые пути станции Житомир.
Линию Бердичев - Житомир - Коростень - Овруч - Жлобин окончательно закончили строить уже в годы Первой мировой войны, в 1915 году. В тот период Русская императорская армия отчаянно нуждалась в рокаде, связывающей столицу империи Санкт-Петербург с юго-западом страны, через восточную Белоруссию. Именно эта дорога и стала этой транспортной артерией.
В сам Житомир, ширококолейная полноценная железная дорога, пришла из Бердичева на пару лет раньше, в 1913 году. Вот по этой самой ветке я и ехал в этот раз, между прочим впервые в жизни.
До 1913 года на месте этой дороги некоторое время была лишь узкоколейка.

Вот что писали о узкоколейной железной дороге Бердичев - Житомир в конце 19 века:
"От Бердичева проложен узкоколейный рельсовый путь, соединяющий Житомир с сетью Юго-Западных железных дорог и известный под именем Житомирского подъездного пути, длиною 50 верст; в 6 верстах от Житомира рельсовый путь пересекает реку Тетерев, на правом берегу которой, в лесистой живописной местности, в расстоянии 200 саженей от полотна дороги построено здание санитарной станции, оконченное в 1897 году; поезда Житомирского подъездного пути останавливаются в упомянутом пункте для приема и высадки пассажиров, а в праздничные дни назначаются от Житомира до санатория экстренные дополнительные поезда в составе исключительно пассажирских вагонов. Состав поездов Житомирскаго подъездного пути 12-18 вагонов, скорость движения 18-24 верст в час; пассажирские вагоны имеются II, III и IV классов с 20-28 местами каждый; подъемная сила товарного крытого вагона 400 пуд., а открытой платформы 500 пудов.
Житомир губернский город Волынской губернии, расположен при впадении речки Каменки в реку Тетерев, в свою очередь впадающей в Днепр...."
Обратите внимание на карту. Тут можно увидеть целый ряд железных дорог, обязанных своему появлению советско - польской границе 1921 - 1939 годов, установленной по Рижскому договору 1921 года. Польша в межвоенные годы считалась в СССР серьезным противником и к вновь создаваемым укрепрайонам, тянули дополнительные железные дороги: Чернигов - Овруч - Белокоровичи, Фастов - Житомир - Новоград-Волынский, Калиновка - Староконстантинов.

Электрификация пришла на Житомирский узел всего 2 года назад, но на этом и остановилась. И теперь не совсем понятно куда же ее тянуть дальше, ведь вариантов существует несколько, на Новоград-Волынский, на Коростень и на Бердичев. В идеальном варианте неплохо было бы электрифицировать все эти направления, но не очень большая интенсивность движения в этих краях, ставит под вопрос экономическую целесообразность этих планов.
На сегодняшний день через Житомир проходит всего 2 пары транзитных пассажирских поездов (СПБ - Одесса, Кишинёв) в сутки и один, имеющий конечную в Житомире (Житомир - Барановичи). Ходят также пригородные дизель-поезда, но достаточно редко, есть движение грузовых, в основном с грузами для соседней Беларуси, их всего около 6-8 пар в сутки.
Житомир так и остается на сегодняшний день по сути железнодорожным захолустьем, движение через который просто не сравнимо с напряженным трафиком через тот же Фастов, Казатин или Коростень.


Первая станция на Бердичевском направлении, это Быстра. Станция находится территориально еще в черте Житомира, но местность вокруг мало напоминает город.
Рядом какие-то карьерные озера, полумертвая промзона и полнейшее безлюдье.
В этом месте электрифицированная ветка на Фастов все еще проходит параллельно, всего в 200-х метрах от хода на Бердичев.


Вот она пересекает реку Тетерев, а мы переезжаем эту реку по отдельному мосту. Не совсем понятно, для чего в 1930-х  годах, когда в военных целях строили дорогу Фастов - Житомир - Новоград, соорудили для нее отдельный мост, а не использовали уже имеющийся на Бердичевской линии.
Погода для фотографирования была просто ужасной.


Вот мост через Тетерев, с которого сделан предыдущий снимок. В свою очередь этот снимок сделан с моста, который на фотографии выше, год назад из электрички Житомир - Фастов.
Обратите внимание на красоту здешних мест.


Где-то на участке Житомир - Бердичев. Южнее Житомира Полесье окончательно заканчивается и начинается украинская лесостепь. Сфоткать пассажирские здания станций Кодня и Пряжев я не сумел.


Станция под экзотическим названием - Рея.
Надо сказать, что на этой линии абсолютно отсутствуют остановочные пункты, есть только станции с путевым развитием.


Пассажирское здание, построенное вероятно ровно 100 лет назад, когда строилась эта дорога.


Какое-то время из окна была видна автодорога Житомир - Бердичев - Винница, которая выглядела относительно неплохо. По крайней мере на этом участке.


Наконец мы уже в черте старинного и чрезвычайно интересного города Бердичева. Это станция Бердичев-Житомирский.
Пассажирское здание выполнено практически по тому же проекту, что и на станции Рея.


Промышленная разруха в Бердичеве.


Мы приближаемся к важной магистральной линии Казатин - Шепетовка - Здолбунов, электрифицированной еще в далекие 60-е годы прошлого века. Тогда это была единственная магистральная линия, работающая на электрической тяге, связывающая Москву с западной границей СССР в Чопе. Участки Жмеринка - Львов и Вязьма - Минск - Брест электрифицировали гораздо позднее, уже перед расчленением СССР.


Вот карта, на которой хорошо видно насколько же старая эта железнодорожная линия, которая была построена еще в эпоху императора Александра II. И называлась она дорогой Казатин - Здолбуново - Брест-Литовск - Граево (что на Восточно-Прусской границе), а построена была аж в 1872 году.

Вот что о ней написано в дореволюционном путеводителе:
"Казатин большая узловая станция, о которой сказано выше, при описании линии Киев-Одесса, является исходным пунктом линии Казатин-Граево. От Казатина рельсовый путь идет в северо-западном направлении и подымается на холмистую возвышенность, служащую водоразделом систем Днепра и Буга. В нескольких верстах от Казатина полотно железный дороги пересекает проезжую дорогу, ведущую в м. Махновку, лежащую по левую сторону рельсоваго пути и находящуюся в 20 верстах от Бердичева. М. Махновка расположено на берегу реки Гнилопяти; в конце прошлаго и начале нынешняго столетия местечко это играло довольно видную роль. Оно составляло частную собственность помещиков Тышкевичей, от которых вместе с Бердичевом и другими имениями перешла по наследству в собственность князей Радзивилов, а затем к графам Потоцким. В конце прошлаго столетия граф Потоцкий, владелец Махновки, по примеру своего родственника устроившаго с громадными издержками известное местечко Тульчин, возымел мысль создать себе подобную же резиденцию из Махновки. Старания и огромныя издержки владельца придали Махновке вид порядочнаго и опрятнаго городка, при чем на это не мог не оказать влияния перевод сюда уездных присутственных мест. Между тем, соседний Бердичев приобретал все более и более значение в торговом отношении, а параллельно этому падало значение Махновки. Граф Потоцкий разорился, имение перешло в другия руки, а затем сильный пожар в 1841 году и перевод уездных присутственных мест в Бердичев, окончательно подорвали значение Махновки, низведя ее на степень обыкновеннаго местечка, каких весьма много в Юго-Западном крае. Ныне в Махновке до 5.000 жителей и она служит местным рынком по торговле хлебом.

На 13-й версте от Казатина лежит полустанция
Глуховцы, имеющая исключительно значение, как промежуточный остановочный пункт.
Далее в 20 верстах от Казатина расположена станция Бердичев, находящаяся в непосредственном соседстве с уездным городом Бердичевом, который издавна, да и в настоящее время имеет большое торговое и промышленное значение. Ныне в Бердичеве до 60.000 жителей, три православных церкви, 2 римско-католических костела, три синагоги и 62 еврейских молитвенных дома, 28 фабрик и заводов; существенною особенностью Бердичева является полное преобладание в нем среди жителей евреев, которых насчитывается более 45.000 человек. ...."

Полностью читайте тут http://library.kr.ua/elib/andreev/kazatin.html


Послевоенный вокзал города Бердичева, практически идентичный вокзалу города Мироновка, что в Киевской области.
Кому интересно узнать о Бердичеве подробнее, смотрите мой прошлогодний отчет
:
http://flackelf.livejournal.com/149017.html


Перрон Бердического вокзала.


Теперь мы двигались по элетрифицированной и 2-х путной дороге.
Проскочили закрытую станцию Глуховцы, с интересным но заброшенным пассажирским зданием, которое я просто не успел сфоткать. К сожалению в сети я его фото так и не разыскал. Надя с Антоном из http://tokatema.livejournal.com/ обещали его в понедельник сфокать и поделиться.


Мой конечный пункт, станция Казатин II. До станции Казатин-Пасс тут остается около 7 километров.


Дизель поезд поехал дальше на Казатин-Пасс.


Настанции маневровый таскал одинокий РЖДшный вагон.


В грузовом парке стояло два состава под старыми ВЛ80.


Какие-то станционные помещения.


Территория, огороженная советским бетонным забором, где стояли давно списанные пассажирские вагоны. Вероятно при Союзе тут была вагонная база запаса.


Очень интресные дома местных жителей, построенные судя по всему в середине прошлого века. Скорее всего их строили для работников железной дороги, которая в этих местах, как поется в одной песне: "дает работу, хранит и кормит".
Эта местность называется поселок Залiзничне (Железнодорожный). Это как бы пригород райцентра и крупного жд узла Казатина.




Частные дома и сараи жителей. Видна совершенно разбитая местная дорога Глуховцы - Казатин.




Все это расположено прямо между железнодорожными путями, образующими на станции Казщатин II, два парка, четный и нечетный.


Сарай из cовсем старого вагона.


Остановочный пункт "Залiзничне" и переезд сразу за ним, через который можно проехать к домам, расположенным между путями.




Движение пригородных поездов тут довольно интенсивное, если учесть что это украинская глубинка.


Заброшенная жд постройка.


И списанные вагоны около неё.


Еще одно здание, похожее на бывшее депо.


А вот и самое интересное - база запаса локомотивов Казатин II.
Эти фотки я делал через решетчатые ворота. Попасть на саму территорию базы запаса не представлялось возможным, она охранялась собаками и железнодорожной охраной.


Древние "выльники", которые являются моими ровесниками. Не совсем ясно, списали их или еще есть шанс встретить этих ветеранов на наших стальных магистралях.
В этот момент меня заметила отвязанная сторожевая собака и на ее лай прибежал охранник в форме, который стал на диком суржике и в хамской манере кричать мне, что фоткать мол тут строго запрещено и "тебе уважаемый тут не фотостудия". Начались угрозы что меня сейчас задержат и отведут куда следует. Я был в шоке, потому что через ограду парка я не перелазил, а фотографировал это старье просто через ограждение. Чтобы не нагнетать ситуацию я не стал пререкаться с этим жлобом в форме, возомнившего из себя большого начальника и удалился.



Ограждение базы запаса.


А вот и ее ворота с другой стороны, через которые я сделал еще несколько снимков. Охранник с собаками были в другом конце парка базы запаса и меня тут не видели.


Помимо ВЛ80 там еще стояли старые маневровые тепловозы ЧМЭ3 и магистральный 2ТЭ116.


Номер 098 довольно ранний. Эта машина была в самой первой сотне целого семейства электровозов ВЛ80, которые Новочерскасский завод выпускал более 30 лет.


На одном локомотиве сохранилась даже советская звезда.


Списанные вагоны рефрижераторы.




Сохранившаяся на одном из списанных вагонов, эмблема железных дорог СССР.


Куры, бегающие по заросшим подьездным путям базы запаса.


Магистральный ход Казатин - Бердичев. Вид в сторону Казатина, в глубине видны стрелки и ответвление от них, ведущее в обход Казатинского узла, прямиком на Фастов и Киев.


Домик железнодорожника.


Местный пруд, в котором наверняка много карася.
Tags: Железная дорога, УЗ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments