flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Городок Крестцы и заброшенная железная дорога.

О небольшом городке Крестцы на Московско-Петербургском тракте и заброшенной железной дороге.
Решил посвятить этому отдельный пост, хоть и написано на эту тему в сети немало. Но в этот раз мы проезжали мимо и было бы ошибкой упустить шанс увидеть все своими глазами. Тем более, что свежих отчетов по теме нет, самые последние примерно 4-5-летней давности.

Так вот. Строительство железной дороги Валдай - Крестцы началось в 1914 году, года Россия вступила в войну. И вовсе не тупиковой эта ветка должна была быть.
Требовалось в срочном порядке развивать жд сеть в западных губерниях страны. Она была недостаточно густой для переброски войск, а также для маневра силами вдоль линии фронта.
Линию Валдай - Крестцы ввели в строй в 1916 году, то есть перед самой революцией.
Предполагалось, что новая железная дорога будет пролегать по направлению Валдай - Крестцы - Новгород - Луга - Нарва и разгрузит таким образом участок главного хода на Петроград, а также сократит расстояние в сторону Эстонии.
Одновременно планировалось строительство железной дороги Павловск - Новгород - Соблаго - Земцы - Жарковский - Смоленск. Но это уже отдельная история, от которой осталась только линия Павловск - Великий Новгород.
События 1917 года и гражданская война остановили все это железнодорожное строительство.
На линии Валдай - Нарва были введены в эксплуатацию только участки Валдай - Крестцы и Новгород - Батецкая - Луга. В самом Великом Новгороде можно видеть опоры так и не построенного жд моста через Волхов, сохранились также опоры несостоявшегося жд моста через Мсту, чуть восточнее города.
Тупиковая ветка Валдай - Крестцы, не слишком интенсивно использовалась при СССР для пригородных перевозок, а также местными вывозными поездами. Вероятно очень большое значение она имела в 1941-44 годах, как линия в сторону передовых позиций Красной армии в этом секторе фронта.
Окончательно зачахла эта ветка после 1991 года. Последний пригородный поезд, прошел как пишут, в 1992 году, а последние вагоны по ней проследовали не то в 2006 году, не то даже раньше. В идеальном состоянии содержатся лишь первые 8 километров участка, с которого построен съезд в сторону правительственной резиденции "Валдай".
Причем как пишет Сергей Болашенко, официально линия не считается закрытой.

Но вернемся к городку Крестцы.
1. Карта местности даёт понимание, где в этом городке расположена бывшая станция. И на каком расстоянии это место от трассы М-10, которая проходит по северной окраине.
Как выяснилось, найти эту железную дорогу в Крестцах, а тем более ее бывший вокзал, оказалось делом не самым легким.



2. Общий план так и не построенной линии Валдай - Нарва.
А между прочим в свете сегодняшней перегруженности путей от новых портов в Финском заливе, как бы еще не вернулись к этому проекту, только несколько видоизмененному. Мог бы получиться выход от Усть-Луги прямо на линию Дно - Рыбинск.

Самое подробное и очень большое описание заброшенной линии можно прочитать у неутомимого Сергея Болашенко вот по этой ссылке:
http://infojd.ru/04/kresttsy.html

3. Крестцы - старинный русский городок, когда-то один из транзитных транзитный пунктов на тракте Москва - Петербург. Ведь до открытия в 1851 году Петербурго-Московской железной дороги, поездка между двумя столицами занимала как минимум 4-5 суток.
Съезд с трассы М-10 в Крестцах, возле "Истребителя".


4. Более лучший ракурс на памятник самолету МИГ-19.
Правда не совсем понятно, какое отношение имеет послевоенная реактивная машина к "авиаторам Великой Отечественной".


5. Снял и вид на окрестности, коль уж вышел из автомобиля.


6. Но как выяснилось, нужный поворот в сторону центра был немного дальше, не здесь в общем.
Кстати навигатор не давал нам никакого "жд вокзала Крестцы" и искать проходилось вслепую, по памяти (я дома карту смотрел), часто используя интуицию.


7. Свернули с трассы в Крестцы.
В сети о нем пишут следующее:
"Кре́стцы - посёлок городского типа, административный центр Крестецкого муниципального района Новгородской области. Население 8717 чел. (перепись 2010 г).
Населенный пункт впервые упоминается в 1393 году как погост Хрестцовский, позже — как слобода Крестецкий Ям. Название этого поселения вероятно произошло от пересечения на этом месте дороги на Москву и дороги на Вологду.
Посёлок расположен на юге области, на реке Холова (бассейн озера Ильмень), в 85 км к востоку от Великого Новгорода, на автомагистрали М10 Москва - Санкт-Петербург. Конечная товарная железнодорожная станция Октябрьской железной дороги на ветке от станции Валдай на линии Бологое — Дно."


8. Церковь Троицы Живоначальной - вероятно самая высокая и самая красивая постройка в Крестцах. 1872 год.
К сожалению делать остановки, а тем более прогуливаться времени совершенно не было. Все фото городка сделаны из машины на ходу, часто через стекло. Кроме района заброшенной жд станции, где мы немного прогулялись.


9. Городок небогатый, но не произвел впечатление совсем уж депрессивного.


10.


11. Дом баронов Розенбергов. Середина XIX века.


12.


13.


14.


15. Движемся по центральной улице Московской.


16. По пути встречается много сохранившихся дореволюционных зданий.


17.


18.


19.


20. Вот в этой точке на улице Лесной мы остановились. Рядом просматривался давно заросший и заброшенный жд переезд.
Решили спросить у местных жителей.
Один молодой мужчина, лет на 20 моложе меня, на вопрос "где вокзал", посмотрел на нас как на странных столичных чудаков (номер то питерский), которым просто делать нечего.
А женщина возрастом хорошо за 50, тоже не сразу поняла о чем речь и показала рукой куда-то "туда". Впрочем что можно ожидать от жителей, когда последний пригородный пришел в Крестцы 27 лет назад.


21. Свернули с улицы Лесной влево и казалось бы нашли остатки станции. Вышли и начали снимать, но это была просто заброшенная жд ветка, отходившая от станции.


22.


23. Только вот сейчас я выяснил по Викимапии, что это территория сельскохозяйственного рынка и продуктовый магазин "Эльмира", который виден вдали.
Выскочил какой-то серьезный мужчина, похожий на охранника, с вопросом: "Что ищем и что фотографируем?" Но в целом спокойно и без агрессии.
Когда услышал про станцию и вокзал, он был немало удивлен и наконец показал, где именно это расположено. Но выяснилось, что мы заехали немного не туда и надо делать обратный крюк по населенному пункту.


24. Ну вот, наконец мы у путей бывшей станции Крестцы. Место безлюдное и заросшее.
Болашенко пишет, что рельсы тут американского производства 40-х годов.


25. Остатки пассажирской платформы. Вид в сторону тупика.


26. Что-то типа бывшей Привокзальной площади и дороги уходящей в город, которая по причине полной ненадобности совершенно разбитая.


27. Вид в сторону Валдая - Бологое.


28. Сохранились также стрелки.


29. А тут видимо долгие годы стояли тепловозы и паровозы.


30. Место просто пропиталось мазутом. Хотя тут уже очень давно нет никаких тепловозов.


31.


32.


33. Здание вокзала станции Крестцы мы еле нашли. Оно со всех сторон сильно заросло и было совершенно не заметно даже с дистанции в 100 метров.


34. А это снимок примерно середины нулевых годов.


35.


36. Дорожка к перрону.


37. Здание горело.


38.


39.


40.


41. В целом путевое развитие не такое уж и слабое и в основном сохранилось.


42. Все, едем назад на трассу М-10. Нас заждались уже в Валдае.


43.


44. Бывший Екатерининский собор в центре Крестцов. Конец XVIII века. При СССР перестроен в клуб.


45.


46.


47.


48. Выезд на трассу в восточной части Крестцов.


49. У этой заброшенной железной дороги есть еще одна достопримечательность. Сохранившийся арочный мост через реку Ярынья.
Но он расположен в стороне от дороги в глухом месте. Фото найдено в сети.
Потрясающе красиво! Почему бы линию не восстановить и не пустить паровоз с туристами от Бологое, с остановкой в Валдае.

Tags: Железная дорога, поездки по Северо-Западу России
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments