flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Category:

Исторический район - Новая Деревня.

Кстати это название - Новая деревня, сейчас  не сильно в обиходе. В основном оно известно благодаря жд станции на Приморской жд ветке.
Но такой исторический район города есть.

Это район жилой застройки между метро "Черная Речка", Приморской жд линией на Сестрорецк, с юга ограниченный улицей Савушкина, которая тут является главной и самой оживленной. С западной стороны, жилая застройка тянется почти что до района Старой деревни, где находится еще одна станция метро.
Очень уютный, тихий и приятный район, который едва ли в чем-то изменился за последние лет 40, а то и 50.
У него отличная связь с центром города, рядом протекают живописные рукава Невы и расположены очень красивые острова с парками. Почти вся застройка - сталинских или ранне-хрущевских времен.

1. Улица Савушкина - получила это название после войны, в честь военного летчика, героя войны. Очень длинная и тянется аж до Лахты, где проходит уже через сравнительно современные кварталы. Но тут, на Черной Речке и Новой деревне, она выглядит вот так.
Со всех сторон окружена красивыми сталинскими домами, представляющими из себя единый архитектурный ансамбль. Застройка 1955 года.
По Савушкина ходит трамвай и много другого транспорта, в том числе на Сестрорецк, Зеленогороск и Кронштадт. Улица весьма оживленная.



Немного истории и карта 1913 года.
Новая Деревня (фин. Mantere) - исторический район Санкт-Петербурга на правом берегу Большой Невки.
Новодеревенский пригородный участок - единица дореволюционного административно-территориального деления Петербурга. Существовал вплоть до проведённой в 1917 году реформы территориального устройства Петрограда.
"Деревня возникла в середине XVIII века как поселение крепостных крестьян графа Бестужева-Рюмина, переселённых в Петербург с Украины для строительства дворца и парка на Каменном острове. Новой её стали называть по отношению к Старой Деревне, расположенной западнее, напротив Елагина острова."
После Бестужева-Рюмина имением владел его племянник - князь А. Н. Волконский.
Согласно статистике народного хозяйства Санкт-Петербургского уезда, расположенное в Новой Деревне имение Кинь-Грусть принадлежало жене действительного статского советника А. А. Дурасовой, имение было приобретено до 1868 года. Огороды и сенокосы хозяйка сдавала в аренду, сдавались также рыбные ловли, охота с охотничьим домиком и 8 дач. Кроме того, в Новой Деревне находились имелись также и другие имения, также приобретённые до 1868 года.
В Новой Деревне, близ Новодеревенской набережной находился вокзал Приморской железной дороги, от которого сейчас ничего не осталось. Приморскую линию уже при Советской власти, подключили к Финляндскому жд направлению и завели на станцию Ланская.
Во 2-й половине XIX века в Новой Деревне процветали увеселительные сады «Аркадия» и «Ливадия» и «Кинь грусть»."
2.



3. Но вернемся к современной улице Савушкина. Вернее в самое ее начало.


4. Над этими домами в стиле сталинский ампир, работала целая группа архитекторов - О.И. Гурьев, В.М. Фромзель, П.В. Курочкин.
Долгое время эта улица была как-бы парадным въездом в город со стороны Сестрорецка, а после постройки дамбы и из Кронштадта.
Приморский проспект, переходящий западнее в шоссе, проходит рядом и параллельно, прямо по берегу Большой Невки, но он скоростной, имеет мало переходов и гораздо меньше используется городским транспортом. Кроме того, с него сложно подъехать к станциям метро "Черная Речка" и "Старая Деревня".


5. Характерный изгиб улицы Савушкина перед метро "Черная Речкой". Дома находящиеся справа, судя по всему не исторические и скорее всего построены относительно недавно для ресторанов и торговли.


6. Карельский переулок.


7. До Лахты ходят два трамвайных маршрута - 48-й и 21-й. Довольно часто.
Виден дом 1957 года постройки.


8. Транспортная развязка у метро "Черная Речка". Виден путепровод по которому проходит скоростной Приморский проспект. Виден также Ушаковский мост на Каменный остров.
По нему проходит единственная сохранившаяся трамвайная линия, которая идет от Черной Речки на Петроградскую сторону.


9. В районе одноименного метро, сама Черная речка выглядит прилично и одета в гранит. Чуть выше она имеет другой вид и мы туда еще подойдём.


10. Самое начало улицы Савушкина.


11. Дача Салтыковой, которая стоит у самого метро. 1847 год.


12. Скульптурная композиция "Пушкин ушёл". 2016 год.
Как известно, эти места связаны с трагической гибелью поэта. Роковая дуэль состоялась тут неподалеку. Обелиск стоит в сквере за железной дорогой, примерно в километре от этого места.


13.


14. Старые дворы 50-60-х годов с гаражами.


15. Конструктивистское здание 1935 года. Кажется оно единственное во всем этом районе.


16.


17. Благоустроенный двор.


18. Еще одно приметное старое здание, находящееся в самой глубине дворов. Переходной стиль от конструктивизма к ампиру. 1935 год.


19. Дом на Карельском переулке.


20. Карельский переулок. Тут застройка уже хрущевская, но дома всё ещё с высокими потолками и их все равно традиционно называют "сталинками".


21.


22.


23. Улица Школьная, которая идет в глубине района параллельно улице Савушкина. Такое название носит с 1910 года. Довольно длинная и тоже уходит в западную часть Приморского района.


24.


25. Карельский мост через Черную речку. Открыт в 2011 году.
За ним проходит железная дорога, а за ней большая промзона.


26. Вид с мостика на улицу под названием - Набережная Черной речки. Видна старая "Чернореченская" котельная. Видимо послевоенная.
Вот тут вода в реке очень грязная.


27.


28. Тут же рядом, в 2014 году, во дворе дома №20 по набережной Чёрной речки открылся сквер, посвящённый Ольге Берггольц. Место было выбрано потому, что Берггольц жила здесь в 1959–1975 годах.
В центре садика установлен подиум со скульптурной композицией.


29.


30.


31. "Пишущая машинка".


32. Еще один интересный объект. Жд мост Приморской линии через Черную речку.


33.


34. К этому дому у путей мы еще вернемся.


35. Мост кажется строился под 2-х путную железную дорогу.


36. Видна горловина станции Новая Деревня.


37. А вот и старый, вероятно самый первый дореволюционный мост Приморской железной дороги. Скорее всего еще тех времен, когда она была отдельной веткой, не связанной с общей жд сетью.


38. Тут начинается так называемая "Собачья тропа" по которой можно через дебри местной промзоны, прямиком выйти пешком в район Богатырского проспекта.
Пишут, что эти места раньше славились большим количеством бомжей.


39. Бывшее здание конторы Технохимического завода полиграфической краски и лаков А. И. Шадрина. 1910 год.
"Личный почётный гражданин, купец Авраамий Иванович Шадрин во второй половине XIX века на правом берегу Чёрной речки вблизи Комендантской дачи организовал мастерскую по производству красок, ставшую потом заводом типолитографических красок и лаков."
Сейчас территория - СКТБ «Биофизприбор».


40. Станция Новая Деревня. Движения только пригородное, за очень редким исключением.


41. Виден Коломяжский путепровод, построенный сравнительно недавно..


42. У родной стихии.


43. Интересно - какого года рельс?


44. Вид в сторону Старой деревни.


45. А вот и школа №53, благодаря которой я три дня ездил в этот район.


46. Тут с большой теплотой помнят советский период истории школы.
А я могу себе представить - что сейчас выставлено в киевских школах №28 и №24, где я учился в 1973-82 годах.


47.


48.


49.

Tags: околицы Питера
Subscribe

  • На метро в час пик в ближнее Подмосковье.

    Сегодня был мой предпоследний рабочий день в столице. Завтра в последний раз ехать в город Железнодорожный, а послезавтра на дешевой дневной…

  • Москва. На Поклонной горе.

    Памятник воинам Первой мировой войны на Поклонной горе. Впервые увидел этот мемориал, хоть и стоит он в Москве далеко не первый год. Это просто я на…

  • Московская региональная специфика.

    Оказывается в Москве кое-где, несмотря на все текущие кризисы, продолжает работать программа реновации жилья, запущенная еще при Лужкове. Вот…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 27 comments

  • На метро в час пик в ближнее Подмосковье.

    Сегодня был мой предпоследний рабочий день в столице. Завтра в последний раз ехать в город Железнодорожный, а послезавтра на дешевой дневной…

  • Москва. На Поклонной горе.

    Памятник воинам Первой мировой войны на Поклонной горе. Впервые увидел этот мемориал, хоть и стоит он в Москве далеко не первый год. Это просто я на…

  • Московская региональная специфика.

    Оказывается в Москве кое-где, несмотря на все текущие кризисы, продолжает работать программа реновации жилья, запущенная еще при Лужкове. Вот…