Top.Mail.Ru
? ?

flackelf


Русский киевлянин пишет из Петербурга.


Previous Entry Share Flag Next Entry
По Курскому ходу. Москва - Тула - Орёл.
flackelf
1. Стоим полчаса на Курском вокзале столицы. Это главный транзитный вокзал Москвы, пропускающий через себя огромное количество поездов.
Нижегородский ход, который гораздо более важный и загруженный, тоже начинается с Курского. Но вокзал не носит имя - "Нижегородский".
Наш питерский ЭП2К-189, который отцепят в Орле.



2. И тут как раз под ЧС7 прибывает харьковский поезд. Довольно длинный кстати.


3. Этот имеет состояние чуть получше, чем тот николаевский на Киевском вокзале 10 дней назад.


4. И тут тоже присутствуют прицепные вагоны. В районе Серпухова был еще один встречный украинский, это было хорошо заметно по синему цвету вагонов.


5. А еще вот эта совсем старая электричка (депо Новомосковск) несколько удивила. Чтобы в Москве и такое старье! Составила хорошую компанию украинскому поезду.


6. Долина Оки у Серпухова - красивое видовое место.


7. Я просунул руку и мыльницу в откидное окно в нашем купе.


8. На мосту через Оку у Серпухова кажется меняют фермы.


9.


10.


11. Остановка в Туле, где я сбегал за пряниками. Я писал о Туле много раз, поэтому идем дальше.


12.


13. Тульский ПТОЛ.


14.


15. Проезжаем ту самую станцию Козлова Засека, где максимально, насколько это сейчас возможно, воссоздана обстановка начала XX века.
Но главное даже не это, а то, что на участке Тула - Орел такая станция кажется не одна.


16. Поражает девственная пустота на всей линии Москва - Белгород. После того как кончились московские электрички, навстречу проскочила "Ласточка" , один грузовой на всем участке до Орла и одна местная электричка. Но бесстыковые пути в отличном состоянии, скорость движения тоже приличная. Ход тихий и плавный как на линии Москва - Петербург.
Участок от Серпухова до самого Орла очень красив - Среднерусская возвышенность тому причина. Дорога все время петляет, постоянно открывая в окнах по обе стороны вагона прекрасные виды.


17. Абсолютно пустые станции и в некоторых местах новая контактная сеть.


18. Еще одна станция "под старину". Это город Плавск.


19. Вокзал построен в 1869 году.


20.


21. Река Плава, которая впадает в Упу.


22.


23. Следы упраздненной станции.


24. Бывшая узловая станция Горбачево. Тут Курский ход пересекала малодеятельная и ныне разобранная линия Мичуринск - Смоленск. Хотя карта показывает, что она еще местами существует.
Красивый и большой вокзал к сожалению был по другую сторону вагона. А по эту лишь эти приятные дореволюционные железнодорожные здания.
Очень старые тут все железные дороги, архитектура железнодорожная просто потрясающая и такое слабое движение из-за геополитических потрясений последних десятилетий.


25.


26. На очередной старой станции, очередные музейные экспонаты. А встречного ничего нет.


27. Это станция Скуратово с громадным вокзалом 1870 года постройки.
Викимапия пишет, что:
"4 октября 2003 года, вместе с обновленным вокзалом открыл свои двери музей «Железная дорога. Чернский край», обширная, с толком и расстановкой подобранная экспозиция которого разместилась в огромном бывшем зале ожидания вокзала."


28.


29. Станция Чернь. Опять пусто.


30.


31. Берёзовая роща.


32. Закрытая станция.


33. Показался город Мценск, что уже в Орловской области. Мценск - один из крупнейших городов области.
В этом районе, по реке Зуша, с декабря 1941 года аж по август 1943, проходила немецкая линия обороны, взломать которую удалось лишь в конце Курской битвы. Северный фас вражеского Орловского плацдарма.
Это место по реке и складкам местности, в декабре 1941 года, для строительства укреплений выбрал сам Гейнц Гудериан.


34. Тут у нас 5-минутная остановка.


35. Еще одна старая электричка из депо Новомосковск.


36. Вокзал 1868 года. После войны восстанавливался.


37. Очень красивое здание!


39.


40.


41. Первые грузовые вагоны, которые я встретил на всем пути от Тулы.


42. Прибыли в Орел. Стоянка 40 минут, я выхожу и времени у меня всего 50 минут.


43. Вокзальный комплекс в Орле уникальный. По крайней мере я нигде ничего подобного не видел. Он представлен островным вокзалом, который тоннелем соединен с выходом на Привокзальную площадь. А вот сам выход из тоннеля представляет из себя целый архитектурный ансамбль, главным звеном которого являются две колоннады, отходящие от административных зданий.
Островное здание Орловского вокзала. Его построили в 1950 году, используя сохранившийся остов старого дореволюционного. В послевоенное время это здание стало основным, а на Привокзальной площади ограничились украшенным колоннадой выходом из тоннеля.


44.


45. Орёл - город первого салюта.


46.


47.


48.


49. А это внутри здания, которое находится при выходе на Привокзальную площадь. Вокзал растянулся от основного островного здания, через тоннель, к вот этому помещению.


50. Весь здешний пригород. Довольно много всего и направлений целых пять. Орловский узел не такой уж и простой.


51. Просторная и монументальная Привокзальная площадь в Орле.


52. Скульптура "Орёл-юбиляр". 2016 год. На заднем плане стоит Дворец культуры железнодорожников.


53. Вот тут выход из тоннеля виден получше. Над его входом висят часы, которые тоже представляют ценность.
Все это было построено после войны, потому что за Орел шли жесточайшие бои в августе 1943 года, а сама станция в период оккупации подвергалась постоянным советским бомбардировкам.


54.


55.


56.


57. Вид на вокзал с пешеходного мостика.


58. От нашего поезда отцепили часть вагонов и электровоз.


59.


60. Часовня в здании вокзала.


61. А это немецкая фотография старого, разбитого советской авиацией вокзала. Орловский узел был важнейшей немецкой коммуникацией, через которую в 1943 году шло снабжение немецкой 9-й армии Моделя, наступавшей на Курскую дугу с севера. Поэтому немудрено, что наша авиация подвергала его частым и мощным авиаударам.

До революции вокзал носил название Орловско-Витебский, а построен он был в 1868 году. Тут так же как и в Брянске в те годы, дорога идущая на порты Балтийского моря считалась более важной, нежели идущая на юг, в Крым.



  • 1

Вокзалы какие симпатичные!


Деревянный ретровокзал, кстати, очень аутентично выглядит. Даже цвет удачно подобран!
До середины 90х таких вокзалов было ещё много. Кое-где чуть ли не на всех мелких и средних станциях такие стояли. Плюс, множество придорожных домов и прочих построек в том же стиле.

Давненько я ЭР2 в живую не видел...
Похоже, что депо Новомосковск,- последнее в котором они ещщё массово используются.
Примерно также, как в Самаре ЧС2К.

Что же касается реально мёртвых станций.
На Приволжской дороге есть станции Жанибек, Шунгай и Сайхин, находящиеся на территории Казахстана.
Станции эти не маленькие и не упразднённые. Но накат на рельсах станционных путей отсутствует. Все поезда проходят их не останавливаясь на максимальной скорости.

В СССР летом одна из самых загруженных линий была. Украина, Крым и Кавказ.

Сейчас штук 5 поездов на Белгород из Москвы и Питера, три Ласточки (Орловская и Курская), два украинских, старооскольский поезд, ну и все.
Еще есть дополнительные на Адлер, которые в Курске на Воронеж сворачивают, но это долгие поезда. После Воронежа все равно все вливается в единый Воронежский ход.
Еще есть Белгород - Воркута, видимо бывшие крымские обрезанные по Белгороду.
Белгород стал крупной конечной всех поездов!

Edited at 2019-07-17 05:27 am (UTC)

Но инфраструктура осталась, вот и выглядит пустыней. Увы.

Еще в начале 90-х Белгород относился к Южной железной дороге, т. е. харьковской. Это была единственная из шести железных дорог УССР, которое значительно заходила на территорию России, охватывая по сути всю российскую часть Слобожанщины.

Железки своей жизнью жили, не связанной с административным делением. И это было правильно.

Нет, границы УССРовских железных дорог в основном совпадали с границами республики. По крайней мере, в послесталинское время. Правда не всегда граница железных дорог строго совпадала с границей республики, обычно ее немного отодвигали из соображений удобства.

Сейчас посмотрел карту советских ж/д, все же ЮЖД не покрывала всю российскую Слобожанщину, но большая часть Белгородской области была именно в ЮЖД а не в ЮВЖД.

Вот потом проблем и поимели - будущая УЗ утащила из Белгорода много чего "не нужного".
Да и потом порожняк Белгородскому отделению Ю-В жд выделяли по остаточному признаку - сначала Воронеж и Липецк крытьём обеспечивали и так до 98-го года было.

Стоянка 40 минут, я выхожу и времени у меня всего 50 минут. - не понял...
А новомосковские ЭР2К пока еще достаточно регулярно можно видеть на Курском вокзале в Москве.

Я же дальше на РА2 в Брянск, а он через 50 минут отправлялся

Пустые станции это не от исчезновения транзита грузов на Украину, а от изменения логистики доставки грузов в ЦФО. Грузы на автотранспорт ушли, а украинский транзит только маскировал это, грузить/выгружать на этих станциях фактически нечего. Местное население частично занято в сх, а большая часть работает вахтой в Мск и МО, единственный плюс - дачники из Мск, МО и Тулы коих в 10-е стало явно больше.
Вокзалы в 00-х по этой жд стилизовали под старину - был какой-то юбилей у Л.Н. Толстого и пока в стилистику РЖД не перекрасили.
Фото 27 Скуратово - большой вокзал, т.к. это была первое место смены локомотива от Москвы по этой дороге ещё с царских времён, стоянка была 30-40 минут у всех пдс. Хрущёв и Брежнев, каждый год, следуя отдыхать на юг, тут обычно обедали. В конце 70-х, едучи отдыхать на юг в п/л, лично видел правительственный поезд тут.
Так же тут было локомотивное депо и база запаса паровозов - визуально не меньше 100 разных паровозов.
Но прогресс не стоит на месте - в 90-х удлинили плечи обслуживания локомотивов, депо закрыли и перевели в Орёл, паровозы порезали и от всего благолепия Скуратово остался вокзал и один паровоз на постаменте, а пгт Скуратово стал селом и вошёл в какое-то сельское поселение.
фото 35-36 Эта электричка меня ещё младшим школьником помнит - она 22 года по Ярославскому направлению Мск.жд бегала.
Картина Брежнев на ст. Скуратово.
image

Edited at 2019-07-17 06:15 am (UTC)

Автотранспортом всегда возили и возят всякую мелочь. А крупные и массовые грузы - щебень, нефтепродукты, стальной прокат, крупную технику продолжают по ж/д возить. Просто экономика в стагнации, много предприятий вообще закрылось - вот и обороты ж/д перевозок упали. Ну и то что раньше через украинскую границу возили тоже исчезло и пошло кружными путями.

Edited at 2019-07-17 11:58 am (UTC)

Нет, в этом регионе никакой стагнации нет - сельское хозяйство и пищевая промышленность на подъёме, а прочие "не вписавшиеся в рынок" производства исчезли ещё в начале 00-х. Себестоимость 1 кг зерновых 4-5 руб/кг, а продают по 8-12 руб/кг, объёмы производства в субъектах федераций измеряются в миллионах тонн.
Увы и ах, но уже не мелочь лет 15 возят автотранспортом в здешних краях. Мука в Москву из Белгорода/Курска/Орла, местный развоз щебня с местных месторождений, произведённый тут сахар, картофель и сахарную свеклу, нефтепродукты с оставшихся нефтебаз(примерно треть уже исчезло) и даже комбайны возят автотранспортом. Вся пищевая охлаждёнка и заморозка тож.
Уголь исчез в 00-х из выгрузки жд - все домохозяйства на газ перешли, остались только часть зерновых, нефтебазы и всё.
Автотранспорт тут не мелочь, а остовное средство перевозки грузов.
п.с. стальной прокат тут имеет малый спрос, т.к. по большому строек тут нет.

Есть крупные химические производства в Новомосковске, Щёкино и Ефремове. А остальное да, всё позакрывалось.

Я вагон стирального порошка крайний раз в 00-е видел. По Красноярск дешевле в фуре из Новомосковска порошок везти, чем в вагоне, а дальше в контейнере и в контейнерном поезде у независимого перевозчика - только не РЖД. То же с цементом навалом в автоцементовозе по ЦФО. Про Ефремов не скажу не знаю чего там производят, а в Новомосковске уже лет 7 РЦ Магнита и несколько их автоколонн по развозу в Мск, МО и близлежащие области и да на этот РЦ вагоном ничего не завезёшь - там жд нет.

Тут Курский ход пересекала малодеятельная и ныне разобранная линия Мичуринск - Смоленск - это она уже в современные времена стала малодеятельной, а в конце восьмидесятых по ней грузовые шли один за другим, с двадцатиминутными интервалами. Это при том, что она однопутная была.

Андрей, какая скорость движения на киевском ходу от Брянска до Москвы? Трепает ли на стрелках, в каком состоянии по ощущению бесстыковой путь? Московский ход в Украине более ли менее в неплохом состоянии, скорость 110-115 км поезд держит, особенно на участке Нежин-Киев, но и на остальном участке пути до Зерново скоростной режим приличный, хотя плавность хода далеко не идеальная. В довоенной Украине ,по моим ощущениям, самым скоростным участоком был Запорожье-Мелитополь-Джанкой. Поезда в Крым его пролетали на очень хорошей скорости. Не знаю как сейчас, потому что,увы, пять лет по этому участку не езжу, по понятной причине.

Обычный магистральный ход, но по ощущениям хуже Нижегородского или даже Казанского. Под 120 разгонялся всего пару раз до Сухиничей потом до Калуги под 100, дальше за Калугой начинались московские электрички и скорость сильно упала. Ну а так до Москвы брянский поезд под ЭП20 доезжает за 4,5 часа. (380 км)


Из Киева до Шостки экспресс доезжает за 4 часа (301 км). Получается, скорости и состояние полотна примерно сопоставимы по обе стороны границы. И это вселяет оптимизм.

Edited at 2019-07-17 07:18 pm (UTC)

Курский ход впечатляет. Идеальное скоростное рельсовое полотно. "Ласточки" от Москвы уже до Курска бегают.
Но движение грузовое очень слабое.
А вы не бывали по ту сторону поребрика?

После 2014 не был в России. Ваш термин про Берлинскую стену в этом плане очень точен,на ж/д бешенный межгостариф(1500 грн за ободранный вонючий плацкарт до Москвы), а на автобусе бешеная усталость от дороги, после него нужен день минимум, чтобы отойти. А так в Москве был не раз. Ж/д путь в столицу изучать тяжеловато, всегда проезжаешь его ночью и посмотреть станции, глянуть замену лока по Сухиничам и т.д. не получалось. Всегда просыпался в районе Новопеределкино)) Поэтому киевский ход всегда таинственный для людей, днём его проехать было трудно и при лучших временах, а сейчас и подавно тяжело. Также был в Сочи и Майкопе. Из Сочи ехал в купе до Конотопа поездом Адлер-Минск. Билет стоил 950 гривен!Сейчас бы по нынешнему межгосу было бы тысяч пять минимум. Ехал в августе 2012 года и проходил украинскую таможню в Иловайске-кто знал, что произойдёт с этим городом ровно через два года... А так очень хочу посетить Питер. Но самолётом фобия, автобусом безумно тяжело и утомительно, а поезд из Киева до Питера купе вот глянул только что 4600 грн в один конец. Только на дорогу вдвоём уйдёт 18500 грубо говоря. А плацкарта в поезде как я понял нет. Вот так драконовский тариф разделяет страны. Поэтому пока буду Питер глядеть в вашем блоге, а там посмотрим))

я киевский ход проехал одними лишь электричками от Киева до Сухиничей. С разрывом по Зерново - Суземка. От Сухиничей до Москвы дневными поездами три раза.
Приезжайте в Питер автобусом, иного не дано.
Кстати от Брянска до Мск билет стоит на поезд дневной 650 р. Главное до Брянска доехать. А границу можно пешком перейти наГремяч - Погар

Впечатляет чем?)
1. Разбитыми и ушатанными эл.поездами от Тулы до Курска?
2. Унылой картиной в локомотивных депо Орла и Курска - заколоченными ЧС7 и ВЛ11?
Впечатляет он своими заоконными пейзажами, но специалист скажет - пи...ц дороге. А скорости высокие банально от того, что нет движения и из-за падения грузов износ пути уменьшен.

Ну вот скоростью, пейзажами и красивыми вокзалами и впечатляет.

Чем южнее - тем ярче солнце:) Кстати в орловском расписании Днепропетровск по-прежнему называют Днепропетровском.

Орловский вокзал очень красивый. Хотя, в Курске не менее красивый.
А Мценский мне, казалось, тоже был красный с белым. Перекрасили его что ли?

Что ж платформы-то такие разбитые в Орле?

  • 1