flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Горный парк "Рускеала". Республика Карелия.

Этот горный парк является главной туристической достопримечательностью материковой части северного Приладожья.
Честно говоря, я раньше специально этим никогда не интересовался, просто думал, что это местная природная достопримечательность. Ну что-то типа ущелья или небольшого каньона. Но то, что это бывший промышленный объект - не знал и не догадывался.

Расположен горный парк вблизи посёлка Рускеала, в 30 километрах к северу от города Сортавала, на берегу реки Тохмайоки. От границы с Финляндией это место находится в 10 километрах.
Место это достаточно удаленное и приграничное, да и легкодоступным его не назовешь.


"Основой комплекса является объект культурного наследия, памятник истории — заполненный грунтовыми водами бывший мраморный карьер.
Протяжённость карьера с севера на юг составляет 460 метров, ширина — до 100 метров. Расстояние от самой верхней точки борта карьера до его дна — свыше 50 метров. Прозрачность воды достигает 15-18 метров.
Стены старого карьера пронизаны целой системой подземных выработок — штолен и штреков, соединенных вертикальными шахтами. Большая часть выработок после войны оказались затоплены. Откачать воду не представляется возможным. Общая протяжённость горных выработок составляет несколько километров. Сохранилось здание заводоуправления, сложенное из небольших мраморных блоков, и часть печей для обжига извести."

История:
"Каменоломни, обнаруженные пастором-краеведом, членом Вольного экономического общества Самуилом Алопеусом, начали разрабатываться в 1765 году, в начале правления Екатерины II. Первыми разработками руководил «каменных дел подмастерье» Андрей Пилюгин, которого консультировали итальянские специалисты.
На месторождении было заложено 5 карьеров, на которых с помощью бурения и закладки пороховых зарядов добывался мрамор 4-х цветов — пепельно-серого, серо-зеленого, белого с серыми прожилками и бело-сине-серого. На добыче камня было занято до 500 человек местного населения.
Мрамор Рускеалы использовался в сооружении значимых зданий Санкт-Петербурга и дворцовых пригородов. Им облицован Исаакиевский собор, выложены полы Казанского собора, изготовлены подоконники Эрмитажа, обрамлены окна Мраморного дворца и фасад Михайловского замка, а также во второй половине XX века — подземные залы станций Петербургского метрополитена «Приморская» и «Ладожская».
За время сооружения Исаакиевского собора, в 1818—1858 годах, мраморные разработки неоднократно посещал архитектор Огюст Монферран.
В 1846 году, после постройки вододействующего пильного и шлифовального завода и организации производства извести из осколков мрамора, количество рабочих, занятых на ломках, достигло 800 человек.
В 1939—1947 годах карьер не действовал. Производство на мраморно-известковом заводе было возобновлено в 1947 году и действовало до начала 1990-х годов. Производилась добыча мрамора в блоках в небольшом количестве, а также мрамора для производства извести, декоративной крошки, известковой муки и щебня разных фракций.
В 1998 году главный карьер мраморных ломок принят на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия."

Правда экскурсовод говорила, что впервые мрамор добывать тут начали еще шведы в XVII веке.

Горный парк существует с 2005 года и непрерывно совершенствуется. До этого тут были ужасающие промышленные руины и горы строительного мусора и понадобилось несколько лет нелегкого труда, иногда ручного, чтобы привести бывший мраморный карьер в такой вид, какой вы увидите на фотографиях.


1. Для подводки пути и строительства станции, было использовано место оставшееся от старой карьерной железнодорожной ветки, которой как я понял тут давно уже нет.



2. Строительство парковочных мест для автомобилей и автобусов.


3. Вход в парк.


4. Знаменитые люди которые бывали здесь.


5. Затопленный Монферранов Карьер. Находится западнее основного Большого мраморного карьера.


6. Туристическая зона. Магазины, кафе, столовая, стоянки. Подъезд на автомобилях и автобусах осуществляется сюда, а мы пришли от поезда с тыльной стороны.


7.


8.


10. Небольшая пресс-конференция. Говорит в основном один из руководителей РЖД Дмитрий Пегов.


11. В столовой.


12. Кто не хочет (не может) ни за что дополнительно платить - может добраться сюда своим ходом и заплатить только 300 рублей за одиночную прогулку по парку. Без экскурсии и посещения подземелий.


13. Нам был выделен экскурсовод, которая провела очень интересную экскурсию.


14. Мы группой прошли вдоль склонов Большого мраморного карьера.
Очень красивое и необычное зрелище.


15.


16.


17. Экскурсовод показывает - какие сооружения в Петербурге и пригородах строили используя местный мрамор.


18.


19.


20. Идем вдоль восточного склона бывшего мраморного карьера. На воде отгорожено опасное место, где возможно падение породы.


21. Туристическая традиция.


22.


23.


24.


25. А в темное зимнее время все это красочно подсвечивается.


26. Видна бывшая штольня. Под водой оказалась большая часть бывшего карьера. Сейчас туда спускаются дайверы. Там большая глубина, целые подводные лабиринты еще не до конца исследованные, вода круглый год ледяная и достаточно опасно.


27. Выход из штольни соединённой со стволом шахты.


28.


29. А теперь и мы спустились туда и прошли под стволом. Там достаточно прохладно.


30.


31.


32. А вот так ведут себя некоторые посетители. Выходят за ограждения и рискуют жизнью своей и своих детей. Ради пары эффектных фотографий.


33.


34.


35. Вид на лодочную станцию.


36. Вход в подземную часть комплекса.


37.


38.


39. Восстановленная часть штольни, подготовленная для приема туристов.
Всем выдают каски и спасательные жилеты. Температура здесь +5, время экскурсии - 45 минут.


40. Обвалившиеся мраморные выработки. Одно из самых интересных мест в этом парке.
Здесь проходит официальный маршрут горного парка.


41. Наверху жара, а тут лед.


42.


43.


44.


45.


46.


47.


48.


49.


50.


51.


52.


53. И на специальном плавсредстве нас возвращают к лодочной станции.


54.


55. Троллей. Стоимость полета над бывшим карьером - 1200р.
Говорят, что много адреналина.


56.


57.


58.


59. Фонари подсветки.


60.


61.


62. Руины завода.
"Мраморно-известковый завод построен финнами в 1896 году. Производил облицовочный камень, известь, а так же декоративную белую и серую мраморную крошку. Её применяли при штукатурке стен и бетонировании полов и лестниц. Кроме Петербурга продукция завода шла на нужды строительства и сельского хозяйства Финляндии. В 1896 году на заводе было задействовано 3 известковых печи, а в 1937 году их было уже 6 и они производили до 35 тонн извести в сутки."


63.


64.


65. Финское фото 1939 года.



66. Вид на бывший завод от жд станции.


67.


Буду очень рад даже самым небольшим переводам в поддержку своего блога.
Номер карты Сбербанка: 5469 5500 2433 4598
Яндекс-деньги 410011592201081
Tags: поездки по Северо-Западу России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments