flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Category:

Харьков-Белгород. Через границу электричками и пешком. 2018 год.

Автор поста харьковчанин.

smugastyj

Полностью его читайте здесь: https://smugastyj.livejournal.com/38406.html

По пути из Харькова в Бологое.

Я лишь размещаю у себя ту его часть, которая рассказывает непосредственно о преодолении пограничного участка Харьков - Белгород, причем по железной дороге и не на ПДС, что в наше время, мягко говоря - очень сложно. Именно на некоторую необычность преодоления пограничного участка я и обратил внимание.
А в целом, это была поездка украинского любителя железных дорог из Харькова в Бологое, только ради поездки на паровозе в Осташков. Вот это я понимаю - энтузиазм!

«Спортивное» пересечение границы.
Вот и площадь у «северного» терминала.
DSCF3892.JPG
Паровозы-ветераны словно провожали меня в путь. Совсем скоро я проедусь под тягой их «племянника».
DSCF3893.JPG
В тупике пристроилась ворчащая электричка. Чтоб скрыть истинный возраст старушки, на неё извели тонну штукатурки.
DSCF3895.JPG
Войдя внутрь, я не сразу нашёл, где сесть. Свободные места вроде и были, но все они оказались заставлены сумками. Кое-как пристроился с краю, снял тёплую, почти зимнюю куртку. Солнце лукаво заглядывало в окно и конкретно припекало. Все в футболках, ветровках, платьях, а я как на полюс вырядился. Правда ведь, на север ехал!

6026, Харьков-Пасс. — Казачья Лопань
Харьков-Пасс. 14:10
о.п. Южный пост 14:16 1 мин 14:17
о.п. Северный пост 14:20 1 мин 14:21
о.п. Подгородная 14:24 1 мин 14:25
о.п. Лозовенька 14:27 4 мин 14:31
о.п. Моторная 14:35 1 мин 14:36
Дергачи 14:39 1 мин 14:40
о.п. Новые Дергачи 14:43 1 мин 14:44
о.п. Безруковка 14:49 1 мин 14:50
Слатино 14:55 1 мин 14:56
о.п. Прудянка 15:01 1 мин 15:02
о.п. Цуповка 15:06 1 мин 15:07
о.п. Новая Казачья 15:10 1 мин 15:11
Казачья Лопань 15:16


Мы отправились по расписанию, и многоголосый галдёж пассажиров слился с шумом поезда. Всех перекрикивали торговцы; в салоне сильно запахло беляшами и жареными пирожками. А тут ещё и двое музыкантов пожаловали. Резкие звуки саксофона и баяна заглушили все вышеперечисленные шумы. Под собственный аккомпанемент парни оглушительно пели на украинском языке про «Белые розы». Навстречу им, ковыляя, прошёл попрошайка. Не обращая на сиё действо никакого внимания, пассажиры обсуждали политику, раздавали карты, курили в тамбуре. Электричка жила своей привычной жизнью.
DSCF3896.JPG

DSCF4328.jpg

DSCF4329.jpg

DSCF4334.jpg
Спустя час с небольшим я ступил на платформу конечной станции Казачья Лопань.
DSCF3897.JPG

DSCF3898.JPG
В прошлом транзитная станция, международный пункт пограничного контроля, нынче потеряла своё значение. Ею пользуются только местные пассажиры. Моему примеру тут наверняка никто не следует – кому охота шуровать пешком по грунтовке?... А я погнал. Весело и бодро. Аж пыль из-под подошв поднималась. На мой взгляд, это приятнее, чем трамбоваться в маршрутку.
DSCF3900.JPG

DSCF3901.JPG
Вот и небезызвестная «Стена» по проекту Яценюка. По периметру находятся камеры видеонаблюдения.
DSCF3904.JPG
Приблизительно через 1:10 я уже показывал паспорт на пункте пропуска.
DSCF3905.JPG
С украинской стороны абсолютно никакой очереди. Непривычно даже. Пешеходов на границе почти не было. Ещё 2 минуты, и я переступил через начерченную на асфальте отметку Україна / Россия.

А об отсутствии очереди с российской стороны уже не скажу. Человек 30 выстроились возле вагончика пограничников. Вроде бы и не много, бывало и больше, но вся эта процессия двигалась очень медленно. Я успел и миграционную карту заполнить, и «приговорить» две ватрушки (что-то проголодался от ходьбы). Очередь тем временем продвинулась всего на 5-6 человек. Кто-то в толпе сказал, что нам ещё повезло, мы не попали в «час-пик». После 5-ти вечера, мол, начнётся настоящий ажиотаж. Народ, действительно, всё прибывал и прибывал.

Почти час я простоял на российском погранконтроле. Наконец, протянул свой паспорт в заветное окошко. И... пограничница мне его сразу вернула. В миграционной карте в поле «сведения о принимающей стороне» я указал просто наиболее удалённую точку моего маршрута – город Великие Луки. Пограничники всегда ворчат, что необходимо указывать полный адрес принимающей стороны, но всякий раз довольствовались просто названием города. А в этот раз не «прокатило», и меня заставили дописывать. Понимаете ведь, что никакого адреса в Великих Луках я не знал и знать не мог. Да и какой может быть адрес, если я буду там чисто транзитом, пересаживаясь с одного пригородного поезда на другой (пусть даже погуляю по городу). Не долго думая, я «от балды» написал первое название улицы, которое пришло в голову. И случайным образом выбранный номер дома. Меня вынудили сознательно пойти на обман, но этот обман пограничницу устроил, она шлёпнула на миграционке два штампа и пожелала счастливого пути.

А как иначе? Процедура миграционного учёта при пересечении границы предполагает, что въезжающий на территорию РФ иностранный гражданин следует к «принимающей стороне», а эта «принимающая сторона» имеет конкретный адрес. Пусть даже это гостиница. То есть въезжающий, если он только не следует транзитом, обязан знать адрес, куда он направляется. Не проживать ни по какому адресу во время нахождения в России, конечно же, он имеет полное право, но при пересечении границы этот вопрос не урегулирован. Даже если ночуешь в палатке – будь добр, укажи адрес. К счастью, это простая формальность, которая ни на что не влияет. И, несмотря на всё это, въезд в Россию (не считая Калининградской области) для граждан Украины по-прежнему остаётся свободным. Достаточно просто иметь при себе внутренний паспорт (старого образца!) и правильно заполнить миграционку. Не надо ни подтверждать цель визита, ни предоставлять сведения о состоянии банковского счёта, ни показывать обратные билеты. (Я обратил внимание, что большинство украинцев, пересекая границу, не заполняли миграционки, а предъявляли свои заграничные паспорта. В таких случаях штамп ставится прямо в паспорт.)

Глубокий вдох и выдох... С пограничной волокитой покончено, и я на территории «Необъятной». До отправления электрички из Наумовки оставалось примерно 1:40 времени, и я рванул вперёд по обочине трассы. Крики зазывал «Маршруточка до Белгорода, уже отправляемся!» я проигнорировал чуть более, чем полностью.
DSCF3907.JPG
На ходу я поставил в смартфон свою российскую сим-карту. Но... признаков жизни она не подавала. Не пополнял её уже 9 месяцев. Прискорбно, но за это время она «скончалась». На украинскую же «симку» вскоре пришло смс с тарифами. Я едва не поперхнулся от удивления:
Screenshot_2018-09-28-19-40-05.png
У себя дома 50 грн на счету мне хватает на месяц, а тут вдруг предложили платить полтинник за каждую минуту исходящих и входящих звонков. Надо сказать, что у меня такой суммы на счету не было, а это означало, что я больше не мог не только звонить, но и принимать звонки. На всё время поездки я оставался без мобильной связи, но в тот момент это меня беспокоило не больше, чем озоновая дыра над Антарктидой.

Главное – успеть на электричку! По этой дороге я шёл впервые, точного расстояния до Наумовки не знал, но осознавал: времени впритык. Свернув на грунтовку, я развил максимальную скорость ходьбы, которую мог выдерживать в «длительном режиме». Передо мной раскинулось огромное поле.
DSCF3909.JPG
Широкий простор, полная тишина, свежий воздух и отсутствие людей в радиусе нескольких километров... Всё это словно опьяняло.
DSCF3908.JPG

DSCF3910.JPG
И прекрасная, почти летняя погода. Ни единого облачка, ни единого дуновения ветра. Рыжий солнечный диск опускался всё ниже, а я упрямо шагал по полевой дороге.
DSCF3911.JPG
Читатель, наверное, поинтересуется, зачем такие сложности, для чего преодолевать немалое количество километров пешком, если из Харькова в Белгород можно доехать автобусом. Неужели меня настолько «жаба душит», что ради 60 сэкономленных гривен я готов на такие «подвиги»? Нет, дело не совсем в этом. Дело в методологии. Мне стало любопытно, насколько реально на практике добраться от Харькова в Белгород, пользуясь исключительно электричками и собственными ногами. Узнать, сколько на это потребуется времени. А заодно – испытать себя. Вот он, дух авантюризма. Так попросту интересней! (И, действительно, дешевле.) Но не уверен, что захочу так идти в следующий раз.
Безымянный2.png
За лесополосой вскоре замаячила железная дорога.
DSCF3913.JPG
Тот самый перегон Наумовка – Казачья Лопань. Длина перегона 12 км, а мой пеший маршрут, очевидно, длинней.
DSCF3914.JPG
Некоторое время мне пришлось двигаться по еле заметной колее вдоль полотна стальной магистрали.
DSCF3916.JPG
Затем, по-видимому, вошёл в какую-то деревню. Обнаружил там детскую площадку с домиком бабы-яги. И деда, удивлённо смотревшего на меня. Откуда только я взялся!?
DSCF3918.JPG
Ещё минута, и закат окончательно отгорел...
DSCF3919.JPG
А я пришёл в село Отрадное.
DSCF3920.JPG
Ухоженные домики, дорога без выбоин и ям... С некоторым удивлением я заметил, что едва ли не в каждом дворе припаркованы автомобили. Да и навстречу мне двигалось немало машин. Видать, в такой глуши это действительно не роскошь, а средства передвижения.

Тупиковая призма станции... Неужели я, наконец, на месте?!
DSCF3921.JPG
Ффффух... Можно перевести дух. Вот и вокзал станции Наумовка.
DSCF3922.JPG

DSCF3924.JPG
Электричка уже прибыла, но на платформе никого.
DSCF3923.JPG
Лишь только одна женщина в железнодорожной форме. А до отправления ещё почти полчаса. Или я переоценил расстояние до станции, или же шёл слишком быстро. Мог не спешить так. От Казачьей Лопани до Наумовки я добрался всего за 3 с половиной часа.

Иные реалии российской железной дороги

Молодой человек, что вы делаете?! Вы знаете, что фотографировать запрещено? – раздался вдруг голос железнодорожницы, когда я «щёлкнул» электричку.
Я знаю, что фотографировать разрешено, – спокойно сказал ей я. – Это раньше нельзя было, когда станция была пограничной.
Так это и есть приграничная станция!
Приграничная, а не пограничная, – парировал я. Пограничников тут нет уже давно. На это женщина ничего не ответила, молча скрылась в помещении станции. Ну никак не могу я понять людей, которые так подозрительно и враждебно относятся к фотографам. Или в их сознании «фотограф» и «террорист» - тождественные понятия? В самом деле, что может произойти плохого, опасного, вредного, если кто-то сфотографирует электричку или вокзал в общественно-доступном месте?..

В салоне тоже никого. Народ вымер, что ли?
DSCF3925.JPG
Я помню эту станцию другой: с толпой пассажиров, резво перетаскивающих ящики с товаром из одной электричку в другую. Именно так было 4 года назад, когда я ездил по волне в Москву.

Как только отправились, кассир-контролёр обилетила меня. Вот и все мои затраты на дорогу, собственно.
DSCF3927.JPG
Удобно устроившись на скамейке, я отдыхал после продолжительной ходьбы. За окнами совсем стемнело.

6314, Наумовка — Белгород
Наумовка 18:57
о.п. Дмитротарановский 19:01 1 мин 19:02
Толоконное 19:06 1 мин 19:07
Долбино 19:13 1 мин 19:14
о.п. Головино 19:16 1 мин 19:17
о.п. Болховец 19:23 1 мин 19:24
о.п. Красное 19:26 1 мин 19:27
о.п. 701 км 19:28 1 мин 19:29
о.п. Салют 19:32 1 мин 19:33
Белгород 19:40

Вдруг среди привычных объявлений автоинформатора я услышал приблизительно следующее: «Уважаемые пассажиры! В электропоезде запрещается просить и подавать милостыню, провозить рюкзаки на спине, играть в азартные игры, продавать и покупать товары с рук, употреблять сильно пахнущую еду, петь, играть на музыкальных инструментах, провозить багаж на сидячих местах». Я чуть не прыснул. Если всё это запрещено, что ж тогда разрешено? Уверен, если такое объявление сделали в электричке Харьков – Казачья Лопань, там бы все попадали со смеху!

У нас все эти действия наблюдаются ежедневно, постоянно, уже не одно десятилетие; они стали неразрывно связаны с самим понятием «электричка», и никто не считает это зазорным. А российские железнодорожники решили взяться за «воспитание» пассажиров путём контроля за их личными действиями в электричке... Не поздновато ли? Вагоны пустые, благодаря политике государства в отношении пригородных железнодорожных перевозок тут уже некому кусать сочные беляши, играть в «переводного» и горланить шансон под гитару. Все, кто мог, пересели на маршрутки и собственные автомобили.

На станции Долбино в электричку, наконец-то, вошло несколько человек.
DSCF3929.JPG
Совсем скоро показались огни ближайшего к Харькову областного центра.
DSCF3930.JPG
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 78 comments

Recent Posts from This Journal