?

Log in

No account? Create an account

flackelf


Россия,Украина,Беларусь,только вместе мы Святая Русь!


Previous Entry Share Next Entry
Томский и Новосибирский трамвай.
flackelf
Трамвай в Томске очень важный и востребованный вид транспорта, даже несмотря на тотальное засилье ПАЗиков.
Трамвайная сеть хорошо связывает северную и южную часть города, а также с вокзалом Томск I. При этом пути проложены как правило не по самым центральным, а по второстепенным улицам.
Впервые о трамвае в Томске заговорили в начале XX века, когда он стал одним из крупнейших российских городов за Уралом. Но вопрос решен не был и вновь вернулись к нему только после войны, которая кстати дала мощный толчок в развитии города, который в 20-30-е годы стал заметно отставать от новых городов Сибири.
Трамвай открыли в 1949 году. Максимальное развитие трамвайная сеть получила в середине 60-х годов, но все равно оставалась сравнительно небольшой по сравнению с другими городами РСФСР.
Первый раз раз трамвайную систему сократили в 1973 году, второй в 2011 году. Но это не повлияло радикально на размеры сети.
В настоящее время город эксплуатирует 50 вагонов Усть-Катавского производства, на пяти маршрутах. Из них только 14 штук относительно новые (нулевых годов постройки, из них 5 штук из Москвы). Остальные постройки 80-90-х годов (26 вагонов вообще еще советские).
В этом году москвичи обещают Томску ещё 10 БУшных вагонов марки 71-608 (КТМ-19).

Общая картина по трамваям выглядит примерно так:
КТМ-5М3 — 26 единиц;
71-608К (КТМ-8)— 3 единицы:
71-608КМ (КТМ-8) — 7 единиц;
71-619КТ (КТМ-19) — 14 единиц.

Протяженность линий - 45 километров. Стоимость проезда - 21 рубль.
Из того, что я увидел, можно сделать вывод, что трамвайная система города нуждается в основательной реконструкции и закупке нового подвижного состава.
Трамвай очень трогательно вписывается в пейзажи этого сибирского русского города. И было бы очень жаль его потерять.
Люблю я этот старый и чисто городской вид транспорта.

1. Вагон КТМ-19. Похож на бывший московский.



2. Трамвай на улице Советской.
А вообще, Томск, в самой центральной части, можно назвать городом контрастов. Достаточно отойти 100 метров от шикарного центрального проспекта в сторону, как попадаешь в иной мир, особенно по части благоустройства. И трамвай как раз и ходит по вот таким улочкам.
В большинстве других районах города такого резкого перепада к счастью нет.


3. Вагон КТМ-19.


4.


5. В вагоне нулевых годов выпуска.


6. Тут в кадр попали старички КТМ-5М3


7. Трамвай на улице Розы Люксембург в северной части города.


8. Трамвайная развязка на перекрестке улиц Советской и переулка Плеханова.


9. В кадр попал КТМ-8 (справа). Их в городе 10 штук.


10. Тут кажется поломка.


11.


12.


13.


14. Я как раз жил около площади Батенькова, где находится одна из развязок Томского трамвая и не раз прокатился на нем по городу.


15. Трамвайное кольцо на площади Батенькова.


16.


17. И фонтан там же.




18. Трамвай на Каменном мосту через Ушайку.


19. Около вокзала Томск I на улице Елизаровых.


20. Там же. Грустный старичок выпуска конца 80-х.


В вагоне выпуска конца 80-х.

21. Трамвайная система города Томска.



Новосибирск.
С Новосибирским трамваем познакомился совсем слабо. Ездил всего один раз.
Сеть в Новосибирске разорвана, что хорошо видно на этой карте. При этом левобережная система с виду даже больше, чем на основном правом берегу города.
Открылся Новосибирский трамвай в 1934 году. И именно трамвай оставался основным общественным транспортным средством в миллионном городе до середины 1980-х годов, до момента пуска первого участка метрополитена.
Например в 60-х годах трамвай в Новосибирске перевозил до 60 % общего пассажиропотока. Пик трамвайного развития в городе пришелся на 1975 год, потом же пошел на спад, как и почти во всех городах страны. В начале 90-х трамвайная система была разорвана (как кстати и в Киеве), когда пути были сняты с Октябрьского моста через Обь.

На сегодняшний день в городе, на обоих берегах числится 139 вагонов. Работает 11 трамвайных маршрутов.
Большинство вагонов, это старые Усть-Катавские КТМ-5М3, постройки конца 80-х годов. Есть и более новые Усть-Катавские трамваи КТМ-19 и даже 5 штук чешских Tatra KT4 (80-90 годы выпуска), но мне они не попадались. Есть в Новосибирске даже три питерских вагона, выпуска начала нулевых (ЛМ-99)
Сравнительно немало в городе также белорусских трамваев АКСМ-62103, их 23 штуки. Вот именно в таком мне и довелось прокатиться.
На левом берегу к сожалению трамвай вообще видел мельком, да и бывал там всего раз.
Стоимость проезда как и в Томске, невысокая - 21 рубль.

Общее впечатление - тоже нужна модернизация и особенно - полная замена старых вагонов. Хотя в источнике пишут, что трамвайную сеть в городе постепенно, начиная с 2014 года, приводят в порядок.
22. Карта трамвайной системы города Новосибирска.


2. Самый распространенный вид КТМ-5М3


3. Остановка в самом центре у Театра оперы и балета.


4. А вот и белорусский АКСМ 62103, на котором я сейчас как раз поеду.


5.


6. У каждой трамвайной системы своя отдельная карта.


7.


8.


9. Вот я уже и забыл как эти бочки выглядят, как вдруг.


10. КТМ-5М3 на улице Зыряновской, возле метро и остановки электрички "Речной вокзал".


11. А это в кадр попал еще один белорусский вагон.


12.


Все трамвайные проблемы по всей стране одинаковые по своей сути. Это нехватка средств, низкая рентабельность, невозможность поднимать цену из-за конкуренции с другими видами транспорта и общего уровня платежеспособности в данном регионе. При этом этом это технически сложный и дорогостоящий в эксплуатации вид транспорта.
В самом лучшем состоянии трамвай я видел кажется только в Коломне. Ну и в Москве разумеется. Но так и цена проезда там просто космическая (53 р) по меркам того же Томска. Очень неплохо на общем фоне смотрится Петербургский трамвай - самый крупный в России. Ну у нас цена проезда тоже не из низких (40 р).
В трамвай надо вкладывать деньги как в экологически чистый и внешне привлекательный вид транспорта, при этом особенно рассчитывать на прибыль не стоит. Это примерно как городское благоустройство. Трамвай - неизменный спутник комфортной городской транспортной среды, к которой мы привыкли с детства



  • 1
На 11 фото не белорусский вагон, а местная модернизация КТМ-5

Фигасе! Я думал в Новосибе пути убитые... Да они на фоне Томских почти что идеальны!

P.S.
Все же общественный трансорт - он не для прибыли. он для того, чтобы организации вдоль его маршрутов приносили больше налогов, а дорожная инфраструктура требовала меньше затрат (просто: 1 путь по затратам в содержании эквивалентен одной полосе дороги, а если бы не стоимости кап.ремонтов - был бы выгоднее. При этом 1 трамвайная полоса по числу перевозимых горожан способна заменить 2-3 автомобильно-автобусных или 3-5 автомобильных).

9. В кадр попал КТМ-8 (справа). Их в городе 10 штук.

По центру тоже КТМ-8.

Ну что ж, приятно посмотреть, что где-то к трамваю хорошо относятся. Но вот пути...

На фото №7 запечатлён дом №13, в котором в сов.время располагался Томский топографический техникум. Моя бабушка преподавала там до выхода на пенсию, почти 30 лет ... до 1983 года.

А почему в Новосибирске на трамваях не пантограф, а дуга? Даже на самых новых?

Коломна близка к идеалу тем, что там практически все линии на выделенке, автоуроды не мешаются. А 53 р. за проезд - это только если платить наличными, т.е. для блаженных никчемушников, не умеющих предвидеть собственное поведение даже на день вперёд. Они же вам будут на голубом глазу заявлять, будто в Москве проезд стоит 55 р. Все нормальные люди пользуются картами ("стрелка" - в области, "тройка" в Москве).

Цитата
Если качество контактной сети вызывает полноценную душевную скорбь, депрессию и способно угробить любой полупантограф, а может даже и пантограф, выход есть - бугель.
Бугель, он же дуговой токоприемник, абсолютно неубиваем, простой как валенок, и соответственно очень надежный, но управлять им из кабины нельзя, он громоздкий, а кроме того допускает только движение вперед.


В общем-то, на фотографиях, что состояние рельсового полотна, что подвижного состава, и правда вызывает душевную скорбь, и не очень вяжется с представлениями о "комфортной городской транспортной среде".

Да уж...
И это в столице Сибири, в одной из нескольких "третьих столиц"...

Видимо невыгодно трамваи, вот и ликвидируются потихоньку.

10. В Питере бочковой квас не продают?

Как-то странно продают, раз Андрей, облазивший уже, наверное, весь Питер, его ещё не покупал. Хотя, с питерским-то климатом, он на хрен не нужен, по большому счёту

Ну он же не на каждом углу как раньше, не совпали) А климат у нас разный, вот прошлое лето практически всё стояла жара +30.

Вы не поверите квас в Питере продают но не в бочках

МоЯ благодарность Автору за очерк про Томск где прошло моё детство юность учеб а потом работа в СеверскеТеперь Питер 46 лет

На 1 фото наш 323 томский трамвай. С Москвы которые доставили начинаются с номеров 335-339.

  • 1