?

Log in

No account? Create an account

flackelf


Россия,Украина,Беларусь,только вместе мы Святая Русь!


Previous Entry Share Next Entry
Станции Томск I и Томск II.
flackelf
Томск расположен на так называемой Томской железнодорожной ветви, которая отходит от Транссиба на станции Тайга и находится город от главного хода Транссиба в 80 километрах. Ветка эта однопутная и построена была в 1896 году под руководством инженера Меженинова.
В 1937 году ветка была продлена до станции Асино, что уже глубоко в сибирской тайге, а в 1973 до станции Белый Яр, что от станции Тайга уже  совсем далеко (366 км) и находится в центре Томской области. Электрификация в стандарте постоянного тока, пришла в Томск в 1969 году. Электрификация заканчивается севернее Томска, на станции Копылово.  (100 км от Тайги).
Часто говорят о необходимости постройки второго пути на участке Томск - Тайга, но пока это не реализовано. А движение на этом 80-километровом участке достаточно интенсивное. Есть несколько пар электричек, пассажирских и грузовое движение.

1. В 90-е годы XIX века железная дорога, из-за особенностей местного рельефа, прошла далеко за восточной окраиной города. И даже сегодня железная дорога проходит через Томск на востоке города, что хорошо видно на этой карте. В ту эпоху это обстоятельство даже вызывало раздражение местных жителей - мол не только Транссиб мимо прошел, так и в самом Томске вокзал поставили уж совсем на отшибе. В наши дни, когда развит городской транспорт, а сам город за 120 лет сильно разросся, это не так ощущается.



2. Вот на этом фото запечатлено знаменательное событие в жизни Томска. Открытие железной дороги. 1 августа 1896 года.
На тот момент главной станцией в городе стала не та, что сегодня. Но об этом ниже.


3. Станция Томск I. На сегодняшний день именно она является главными железнодорожными воротами города. Обладает крупным вокзалом и сюда привязано много маршрутов городского транспорта.
Находится в юго-восточной части города.
А в 1896 году на этом месте была построена всего лишь платформа Межениновка, при этом главная станция под названием "Томск" была еще севернее, за долиной реки Ушайка.
Но так сложилось,что большинство прибывающих в город пассажиров предпочитало выходить тут, а не ехать дальше и со временем главной станцией Томск I стала вот эта бывшая платформа Межениновка. А первоначальная станция Томск стала как-бы второстепенной - Томск II. Произошло это в 1909 году.
Считалось, что от платформы Межениновка быстрее добираться до центра города, чем от первоначальной станции Томск.


4. Отправляется электричка на Тайгу. Это самый востребованный здесь маршрут.


5. А это мой поезд (Караганды - Томск), на котором я приехал. Это было 1-го мая и город встретил меня очень холодной погодой.


6. Виды железнодорожной станции Томск I. Как грузовая она значительно меньше станции Томск II.
Рядом строятся современные жилые дома.


7. В сторону Тайги.


8. Символ города Томска в железнодорожном сквере.


9. Вид на станцию Томск I со стороны южной горловины станции.


10. Ветка в промзону и деревянный домик начала XX века.


11. Виды с пешеходного мостика станции Томск I.


12.


13. С вокзалом Томск I - главным в городе связана целая история. Его чуть ли не 100 лет строили, пока довели до нынешнего состояния.
В таком виде как сейчас он стоит с 2004 года, когда праздновали 400-летие города. Довольно красивое кстати здание, выполненное в стиле модерн начала XX века.


14. Северное крыло вокзала.
В отличие от наших беспокойных мест, тут открыты все двери, калитки и проходы, практически не досматривают. Турникеты тоже не видел. Ходи - выходи себе как хочешь.
Прямо как при СССР.



15. На Привокзальной площади.


16. Первое здание станции Томск I, строительство которого растянулось с 1909 по 1917 год было вот таким. И все равно оно полностью так и не было законченно аж до 60-х годов.


17. Вот так вокзал Томск I выглядел в конце 60-х годов, перед самым приходом электрификации. Здание чуть ли не весь XX век достраивали и реконструировали, пока наконец к 2004 году не сделали окончательно.


18. Вот все здешние поезда дальнего следования. Риддер, это в Казахстане, куда ходит целых два поезда (второй на Караганды).
Тем не менее конечная всех поездов и электричек, находится севернее, на станции Томск II .


Томск II

19. Как я уже писал, именно эта станция стала вначале основной в городе. Она и сейчас находится несколько в стороне, на северо-восточной окраине города. А каково было в 1896 году!
Здание тут похоже совсем новое. Напишите, кто знает - когда его построили?
Людей совсем немного, в отличие от вокзала Томск I. Пользуются в основном те жители города, которые живут в близлежащих районах.


20. Томск II гораздо большая станция чем Томск I. Тут солидное путевое развитие, много железнодорожных построек, есть депо. Видно, что по ведомственной классификации РЖД, Томск II более главная станция в городе. От нее отходит много веток в промышленные зоны, в город Северск и в речной порт.
На фото правее - Томский магистральный сортировочный центр Главного Центра Магистральных Перевозок Почты.


21. Паровоз Л-0614 ("Лебедянка") 1949 года постройки. Установлен буквально в прошлом году.


22. Это здание тоже красивое. Сибирский железнодорожный стиль.


23. Конечная маршруток на площади перед вокзалом.


24.


25. Весь здешний пригород в этом расписании.


26. Дождаться проходящего грузового, как вы понимаете на этой линии достаточно сложно.


27. Вид с пешеходного моста. В сторону Томск I.


28.


29. И в сторону Асино.


30. Вот с этой точки вокзал смотрится особенно изящно.


31. А так выглядело самое первое деревянное здание 1896 года.


32.


33. Сибирский мишка у поста ЭЦ.


34. Дальше мы идти не стали, чтобы не нарываться на неприятности.


35. Деревянная водонапорная башня. 1896 год.


36. Оборотное локомотивное депо и ПТОЛ. Магистральные тепловозы, это видимо те, что ходят на север на Асино и Белый Яр.


37. Выручил зум на фотоаппарате.


38.


39. Деревянный домик возле Привокзальной площади.


40.


  • 1
Интересные там вокзалы по архитектуре.

Когда-то и на станции Томск-1 было больше путей. Там, где (как на фото 12) пустое пространство, некогда (до конца 90-х годов) было ещё три или четыре пути. Вокзал Томск-1 , если так уж говорить, не строили 100 лет, а просто несколько раз перестраивали. Долгое время фасад вокзала, обращённый к площади, был "советским" по архитектуре, но к 400-летию Томска его решили перестроить, и он приобрёл нынешний вид. А тот фасад, который обращён к путям, изменился значительно меньше - кое-что явно осталось от старого вокзала.
Теперь про Томск-2. Вокзал строили несколько лет, и завершили в 1999 году. На станции Томск-2 ещё некогда был трамвайно-железнодорожный гейт, который разобрали после ликвидации трамвайной линии к вокзалу. Кстати, на моей памяти, для пассажирских поездов (кроме асиновских) долгое время (до постройки вокзала Томск-2 примерно) конечной станцией был Томск-1, а на Томск-2 поезда шли уже без пассажиров. Стоит также добавить, что нынешнее разнообразие поездов в Томск - сравнительно недавнее явление. Поезда в Бийск (после перерыва лет в 20, а лет 10 не было и прицепных вагонов в Бийск даже) и Караганду появились всего полгода назад.
Ещё стоит отметить, что критикуемая трасса линии - едва ли не оптимальная. В черте Томска пришлось бы сносить слишком много строений, и к тому же, склоны Ушайки очень круты. А линия, к тому же, не заканчивалась на Томске-2, а шла дальше к пристани на Томи. Но и при такой трассе получился довольно крутой подъём к Томску-2, легко заметный невооружённым глазом, хоть и не очень затяжной - километра два-два с половиной всего, но всё равно - самый тяжёлый на всей линии.

Edited at 2019-05-22 04:49 am (UTC)

прочитал с большим интересом.

то, что комментариев мало - это не значит, что пост неинтересен

  • 1