Основан город был 415 лет назад при Борисе Годунове, не самом успешном и противоречивом нашем царе. 415 лет по меркам Сибири, это весьма почтенный возраст. Не забывайте, что это случилось еще до династии Романовых и за сто лет до основания Российской империи и Санкт-Петербурга. А до постройки Транссиба оставалось вообще целых 300 лет.
До Томска и сейчас от Петербурга трое суток по земле добираться, на современном комфортабельном поезде, а каково было до появления железных дорог? А в XVII веке сколько добирались? По рекам в основном конечно.
Так вот:
"20 января 1604 года в Москву ко двору Бориса Годунова приехало посольство во главе с князем эуштинских татар Тояном с просьбой о принятии их под власть Русского царства и о возведении на реке Томи острога для защиты эуштинцев от нападений воинственных соседей — енисейских кыргызов и калмыков.
25 марта 1604 года Борис Годунов послал казачьего голову Гаврилу Писемского из Сургута и стрелецкого голову Василия Тыркова из Тобольска с заданием основать город на берегу реки Томи, в татарской земле, завести вокруг него государеву пашню и привести в подданство российскому царю окрестные народы."
Во так и началась история этого русского города в центре Евразии.
Первоначально острог был заложен не в том месте где расположен нынешний исторический центр Томска и лишь в середине XVII века на южном мысу Воскресенской горы, возвышающейся над правым берегом Томи, в 60 километрах от её впадения в Обь, рядом с устьем таёжной речки Ушайки, был выстроен новый острог. С тех пор город Томск стал развиваться именно с этого места.
Томск очень быстро стал расти, стал местом торговли, ремесел и важным стратегическим центром Российского государства в Сибири, который в том же XVII веке четыре раза успешно отражал атаки кочевников.
Развивался город и в XVIII веке. А после создания Сибирского тракта, шедшего из Москвы через Томск в Кяхту, город становится важнейшим центром транзитной торговли. Постепенно Томск вырос до статуса регионального административного центра и в 1804 году стал центром огромной Томской губернии, которая включала в себя территории чуть ли не всей нынешней южной части Сибири. Город славился своей деревянной архитектурой и богатым купечеством, был Сибирским центром культуры и образования.
Но в XX веке все стало меняться. Прокладка Транссиба, зарождение бурно растущего Ново-Николаевска, а в 20-30-х годах советская индустриализация при которой началось освоение Кузбасса, стали радикально менять карту Сибири. Томск стал сильно отставать и в 20-30-е годы даже начался отток населения в новые сибирские города. В то же время в Томске продолжала развиваться научная и образовательная сфера, это обстоятельство и сегодня делает Томск своего рода "культурной столицей Сибири". По крайней мере в Новосибирске я слышал такое мнение об этом городе.
Я кстати только сейчас понял, почему моя бабушка, молодая тогда девушка, в 30-е годы переехала из Томска в Новокузнецк. Там была работа и это был новый советский перспективный быстрорастущий город, где она и стала работать на новой и только что построенной железной дороге. Там же, уже в Новокузнецке, в 1938 году родилась моя мама.
Это было по тем временам круто и современно, как например та же станция Инская, построенная в Новосибирске в чистом поле в те же самые годы, с участием кстати иностранных спецов.
А до революции в Томске, мой скоропостижно умерший в начале 20-х прадед, держал постоялый двор, ведь город стоял на Сибирском тракте. Кому это уже было нужно при новой Советской власти и современной Транссибирской магистрали?
Новый толчок развитию города дала война и предприятия из западной части страны, которые массово эвакуировались на восток. Во время Великой Отечественной войны в Томск было эвакуировано около 30 предприятий, которые и стали основой новой промышленности города. За годы войны объём промышленного производства в Томске вырос очень значительно.
После войны была образована довольно крупная Томская область. А в развитии города в 60-80-е годы сыграл очень важную роль местный партийный руководитель, вышедший позже на общесоюзный уровень - Егор Кузьмич Лигачёв. При нем город сильно поднялся, став одним из центров оборонной промышленности, появился город спутник - Северск. И поныне полностью закрытый.
В целом город выглядит довольно неплохо, местами даже очень, если ходить только по парадным улицам. На второстепенных улицах бывает по всякому. Спальные районы, возникшие при СССР обычные, как и по всей России, с современными ТРЦ, с новой высотной жилищной застройкой. Город ведь не малельний, вместе с Северском целых 700 тысяч населения.
Но увы, в самом историческом центре, вокруг Воскресенской горы и реки Ушайки, стоит очень много старых домов, которые нуждаются в спасении и реставрации, а территория вокруг в серьезном благоустройстве. Об этом я уже выкладывал пост.
Карта города 1911 года. На сегодняшний день это и есть центр города Томск. Планировка улиц практически никак не изменилась. По карте кстати видно, что железная дорога в Томске, в 90-е годы XIX века прошла по самой восточной окраине этого старинного города. Не совсем близко от самого центра.
Ну и в придачу фоторепортаж с вечерней прогулки по набережной реки Томь. Эти вечерние прогулки в центре на набережной хороши тем, что можно любоваться закатами.
1. Музыкальный фонтан у устья Ушайки на фоне вечернего солнца.
2. Здание самой дорогой на тот момент гостиницы, 1904 года постройки, на центральной улице города. Об этой улице будет отдельный пост.
3.
3. Театральный сквер, тоже расположенный рядом с устьем Ушайки, в самом центре. Видно здание областного художественного музея.
4. Здание в стиле модерн на центральной улице.
5. Современное здание торгового центра.
6. Ну вот и центральная набережная города Томск. В целом считаю, что существенная ее часть нуждается в реконструкции, особенно внизу у воды.
Впрочем возможно я не знаком с местными сибирскими климатическими реалиями и с тем как ведет себя Томь в разные времена года.
7. "Дом нефти" у устья Ушайки.
8. Ну про Антона Павловича я уже писал. Не понравился ему Томск в начале XX века.
9.
10.
12. Богоявленский собор. 1784 год.
13.
14. Здание биржи. 1854 год.
15.
16. Скульптурная композиция у здания "Сибирской аграрной группы".
17. Северная часть набережной у пристани. Вот тут необходима реконструкция.
18. Здание XIX века на набережной. Не стоить забывать, что в тут эпоху берег Томи был главным транспортным и торговым местом города.
19.
20. Здание элеватора. Там еще до революции были построены Томские мельницы, к которым была проложена и жд ветка.
21. Не знаю - что тут сейчас с пассажирским судоходством. Но при СССР можно было на Метеоре в тот же Новосибирск сходить.
22. Церковь Иконы Божией Матери Знамение (Абалацкая). 1810 год.
23. Старые деревянные дома недалеко от набережной.
24.
25.
26.
27.
28. Закат на Томи.
29. Снимал на следующий день, но тоже в тех же кварталах возле набережной.
30.
31. Схема водный путей на Томи и Оби.
32. Бывший дом сибирского купца Смирнова. Построен в годы первой мировой войны.
33. Флаг России у набережной возле здания Администрации области.
34. Герб города. Регион №70.
35.
36. Красивые вечерние виды из Лагерного сада. Я уже выкладывал фото из этого места, но в тот вечер тут было особенно красиво и тепло.
Это южная окраина города, где центр Томска упирается в излучину Томи. Любимое место прогулок горожан.
37.
38.
39.
40. Наверняка ведь, молодая девушка Тая лет эдак 90 назад, тоже любила сюда с подругами приходить. И любоваться красотами.
41.
42.
43.
44.
45.
46. Новостройки.
ЖК "Большая Подгорная" в северной части центра города. 2014 год.
47.
48.
49.
50.
51. Ну о трамвае будет отдельный пост.