?

Log in

No account? Create an account

flackelf


Россия,Украина,Беларусь,только вместе мы Святая Русь!


Previous Entry Share Next Entry
Наиболее впечатливший меня железнодорожный экспонат.
flackelf
Это железнодорожный музей на станции Сеятель, что в Новосибирске. Музей кстати несколько отличается от других его собратьев, которых сейчас все больше появляется по стране. Но об этом в другом посту. Особенно от Петербургского, самого главного и самого "крутого".

Не все так плохо в моей жизни - пока ещё не доводится путешествовать по стране вот в таких вагонах. Эта философская мысль пришла мне в голову, сразу же после просмотра этого экспоната.

Так вот:
Это вагон для заключенных, выпущенный в брежневскую эпоху. Такие служили в системе МВД 70-80-90- годы. А возможно и поныне служат, или по крайней мере мало в чем изменились до наших дней, по уровню "комфорта" для пассажиров.
Предполагаю, что на Украине в виду небольшой территории страны отказались от их использования после 1991 года. Возят автомобилями.

Снаружи это почти самый обычный советский цельнометаллический вагон, образца последней трети XX века. В глаза почти не бросается. Человек не разбирающийся и не внимательный, может его запросто перепутать с багажным.
Интересно, их к обычным пассажирским поездам цепляли? Какие были нормативы по этому поводу в системе МВД?

1.



2. Вот если смотреть с этой стороны, то можно обратить внимание на не совсем обычное отсутствие окон.


3. Целых 75 человек - заключенных!


4. Купе охраны, которая в те годы состояла из военнослужащих Внутренних войск, которые тогда подчинялись МВД СССР. Спальных мест для 10 человек охраны явно не наблюдается. Это значит, что пока одна половина несет службу, остальные отдыхают.
Во Внутренних войсках СССР, воинская служба, судя по рассказам служивших, легкой не была.


5. Кухня, где готовилась пища. Надо же накормить себя и еще 75 человек спецконтингента. При этом надо быть начеку и постоянно держать в руках оружие.


6.


7. Еще одно купе для охраны.


8. А вот и ряд "комфортных" купе для пассажиров.


9. Жесткие полки и абсолютно никаких излишеств. Интересно, постельное белье, матрацы и подушки полагались?


10. Третья полка похоже тоже была штатной.


11. Но главная "фишка" заключалась в том, что заключенным было абсолютно не положено видеть - что за окном и где их везут.
Да уж - тут не до романтики железнодорожных путешествий.


12. Вот такими специальными стеклами был оборудован весь проход перед камерами.


13.


14.


15. Тут я так понял, предусмотрена дополнительная полка.
Представляю - какой запах стоял в этом вагоне и какой в целом суровый быт был и у заключенных, и у охранников. Это же надо 75 человек под конвоем, по одному, еще и в туалет выводить.


16.


17.


18. Вот собственно и туалет для заключенных. Я так понял, что для них использовался только один. Ну не будут же их водить в другой туалет, мимо купе с охраной, спецсвязью и оружием.


19.

Кажется в других жд музеях страны таких экспонатов больше нет. А в этом он привлекал особое внимание посетителей.



Цепляли к обычным поездам. В 90-е (да и в нулевые вроде, ЕМНИП) к Костомукшинскому частенько цепляли. Милиция оцепляла выход из вагона. Не особо и строго было. Выведут, посадят на корточки, пересчитают и в автозак загрузят.

Во времена СССР последним вагоном к обычным (не скорым) поездам

> Предполагаю, что на Украине в виду небольшой территории страны отказались от их использования после 1991 года.

Если верить комментарию к видео, то не отказались:
https://www.youtube.com/watch?v=nKY57Z3rAoI

К обычным пассажирским цепляли, и сейчас цепляют.

Не заключённых, а осужденных по приговору суда.
В конце 90-х по Украине точно такие же вагоны катались и не думаю, что от них отказались, т.к. конвоирование в автозаке даже на 100 км - довольно опасное и трудозатратное мероприятие. Доставка осужденных из Киева в район Ивано-Франковска на автозаке это целая спецоперация - в автозаках нет туалетов, а с плановым маршрутом спецвагона всё просто.
Я на таком пару раз проехался до нашего батальона и примерно 7 месяцев 2 раза в неделю ходил ПНК во встречный караул к прибытию такого вагона.
У меня пара знакомых так почти два года ездили по стране один по маршрутам Мск/Ленинград/Пенза - Иркутск, а другой Мск-Кинешма.
п.с. в карауле на спецвагоне ещё был штатный повар(даже в нашей бригаде на маршруте всего 310 км) и гражданский проводник вагона, т.е. спало обычно около трети солдат.

Ну и добавлю, повар готовил только для караула. Осужденным выдавался сухпай на время следования


В ещё меньшей Беларуси эти вагоны используют и сейчас. Цепляют к обычным пассажирским. В Витебске заключённых привозят на автозаках, совмещают дверь авто с дверью вагона и напрямую со словами "1-й пошёл, 2-й пошёл..." перегоняют из одного транспорта в другой. Делается это до прицепа вагонзака к поезду, в одном и том же месте (перед окнами квартиры моих родителей). Потом маневровый тепловоз цепляет вагонзак к пасс. поезду.
А в Шклове (там колония есть), например, в проходящий поезд зэков засаживали-высаживали. Вагонзак уже был в составе, если не ошибаюсь.

Edited at 2019-05-12 07:09 am (UTC)

У меня в Клинцах прицепной вагон с зеками завозят, цепляют к основному пассажирскому составу в Брянске


Не, и сейчас цепляют к пассажирским поездам, в Питере иногда видел


В Будапештском музее рядом стоят две теплушки - одна ходила в Гулаг, друга в Освенцим.

Из Венгрии прямо на Колыму?

Увы, перевозили там гораздо больше чем 75 человек, как писали выше на время следования давался сухой паек, по описанию сидельцев в 92-м это было пол буханки хлеба и горсть сахара. Остальным запасайся сам к этапу.

Больше чем 75 на дальние расстояния редко - караул сильно уставал, и в СССР были нормы содержания например иностранцу-осужденному было положено отдельное купе, бывшим сотрудникам силовых структур отдельное купе, женщинам отдельное купе, т.е. по факту на Транссибе хорошо если 60 везли. Вот при перевозках внутри исправительных управлений, да, могли и 90 набить, но это на короткие расстояния 100-200-300 км.

"Во Внутренних войсках СССР, воинская служба, судя по рассказам служивших, легкой не была."
Дело Сакалаускаса.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Дело_Сакалаускаса.
Помню это жуткий случай. Сколько милиции и вооруженных солдат было на улицах Ленинграда. В праздники 23 и 8.

После этого, как раз на призывных комиссиях ,стали выбраковывать всех кто имел хоть какие-то отклонения с головой ))))

Сейчас веселее конечно вагоны, да и сухой паек гораздо лучше.

А вот про современные вагон-заки

Принципиально ничего не изменилось.

У меня осталось в памяти, (по крайней мере, по тем местам, где пришлось работать) что прицепляли к почтово-багажным поездам, даже так называли их, шутя - "почтово-багажно-зековские". По казанскому направлению МЖД спецвагоны курсировали как бы не ежедневно с челябинским 900-м поездом (точно номер не помню). По графику по Голутвину где-то в районе 10-11 была остановка, грузили осужденных из местного СИЗО с высокой пригородной платформы, благо у электричек в это время "технология". Далее - то же самое через полтора часа по Рязани-1 и дальше на восток, к мордовским лагерям.

Или к почтовому вагону цепляли, как в 90-е в поезде 27/28 Москва-Петербург