?

Log in

No account? Create an account

flackelf


Россия,Украина,Беларусь,только вместе мы Святая Русь!


Previous Entry Share Next Entry
Кириши. Часть 2.
flackelf
1. При въезде на мост через реку Волхов, стоит вот такой памятный знак.
Я специально вышел из электрички на левом берегу Волхова, чтобы перейти реку по мосту и полюбоваться видами, которые бы не увидел если бы приехал сразу в город на правый берег.


Город Кириши совсем молодой, он возник после войны, в 60-е годы, когда в этих местах решили построить крупный нефтеперерабатывающий завод. До этого тут был поселок, уничтоженный в войну и много мелких деревушек, которых давно уж нет. Война вообще как огненный каток прошла по этим местам, согнав с них всё население жившее тут до 1941 года.
Деревня Кириши была и раньше, название которой вероятно имеет финно-угорское происхождение. Именно по ней и получила название станция возникшая в 1927 году.
До войны началось строительство промышленности и поселок стал разрастаться, но все это было прервано.
Новое рождение города случилось только через четверть века И тут вы не увидите старых построек, все возведено в 60-80-е годы, в типовом для той эпохи архитектурном стиле. Есть дома и ленинградских серий. Количество жителей - 51 тысяча. Крупнейшие градообразующие предприятия это - НПЗ и ГРЭС. Город является также районным центром Ленинградской области.
Полностью расположен на правом берегу Волхова, в довольно живописном месте.


2. Автодорога областного значения, идущая вдоль левого берега Волхова от Чудово до Новой Ладоги. Возле платформы "Волхов-пристань" она пересекает железную дорогу.
Дежурная по переезду долго всматривалась мне вслед - что это за подозрительный человек, один единственный вышел из электрички и ещё фотографирует. В таких немноголюдных провинциальных местах, когда пользуешься фотоаппаратом, всегда привлекаешь внимание.


3. До Питера прямой дороги нет, только через Чудово. Вернее почти через него. Соседний областной центр Великий Новгород по автомобильной дороге получается что ближе. Основная масса людей ездит в Петербург на электричке, которая идет по самой короткой дороге.


4. Автомобильный мост через Волхов, который стоит метров на 400 выше железнодорожного. Построен судя по его виду, при СССР.


5. С этого моста открываются неплохие виды.


6. Хорошо виден современный микрорайон, построенный на берегу Волхова.


7.


8. Вид на жд мост и трубы НПЗ. Промзона построена как и везде, ниже по течению реки.


9.


10.


11.


12.


13.


14. Что-то вроде парка на берегу реки.


15. Руины небольшой фабрики, оставленные специально как напоминание о войне. Больше от старых Киришей не сохранилось ничего.


16.


17. На военной истории этого места стоит остановиться подробнее.
Немецкие войска эти места быстро заняли в сентябре 1941 года, потом провались дальше на Тихвин, чем полностью прервали на пару месяцев снабжение блокированного Ленинграда. В ноябре-декабре немцев отбросили от Тихвина, но они сумели удержать совсем небольшой плацдарм на правом берегу Волхова (всего 2 на 4 км ). Считалось, что это место понадобится им для нового наступления в сторону Тихвина.
Красная армия, начиная с декабря 1941 года, непрерывно 21 месяц, до осени 1943 года, пока немцы сами не отошли, атаковала Киришский плацдарм противника. Наши потери были очень большие, но весьма ограниченные с 1942 года силы немцев на северо-западе России, тоже постоянно таяли в этих боях.
В 1942 году, после неудачной Любанской наступательной операции Красной армии, образовался так называемый Погостьинский выступ, западнее Киришей, при этом район Киришей упорно удерживался тремя дивизиями противника до осени 1943 года. Немцы называли это место - "пробка от шампанского". Эти два противоположных выступа хорошо видны на этой карте.
Борьба за Киришский выступ, несмотря на свою ожесточенность, так и не вышла из разряда - "боев местного значения". И не сыграла решающей роли в битве за Ленинград.

В википедии приводится любопытная цитата из воспоминаний участника событий с немецкой стороны:
"До сих пор нет вразумительного ответа, зачем немцы изо всех сил удерживали эту позицию, где проливались реки крови, и зачем такие же реки крови проливали русские, бросавшиеся на плацдарм с остервенением? Утверждается, что Кириши считались воротами, открывавшими дорогу на Ленинград. Но применительно к другим участкам фронта было ведь сказано то же самое… Что из того, что такая авторитетная личность, как командующий Группой армий «Север» Георг фонт Кюхлер заявляет, что Кириши все равно нужно удерживать, даже когда ему докладывают, что там за месяц выведены из строя по меньшей мере 2000 солдат убитыми, ранеными и пропавшими без вести".
Из воспоминаний Хассо Стахова, ветерана 18-й немецкой армии.

Немного южнее, в районе Грузино, немцы тоже яростно и бессмысленно удерживали плацдарм на Волхове.
Когда эти места были освобождены в октябре 1943 года, тут не осталось ни одной целой постройки. Это была полностью выжженная земля.
Ну а насчет потерь и неудач, я еще в юные годы, когда интересовался историей войны, подметил, что на северо-западе России, возле Ленинграда, вплоть до января 1944 года, Красная армия так и смогла более 2-х лет добиться по настоящему значительного и решающего успеха. Это направление было словно кем-то проклято. Оно поглощало крупные людские и материальные ресурсы и тут же случилась самая массовая гибель гражданского населения.


18. Наши фотографии из этих мест найти не удалось. Возможно их нет в помине. Зато есть немецкие, снятые на Волхове, в 2-3-х километрах от передовой у разрушенного жд моста.
Лето 1942 года. Немецкие саперы умело использовали взорванный жд мост, воспользовавшись тем, что ни одна ферма полностью не упала в воду. По проложенному деревянному настилу, противником осуществлялось снабжение Киришского плацдарма.


19. Это снято прямо на месте современного города.


20.


21.


22.


23. Волховская набережная города Кириши, застроена необычными и нестандартными домами.Вероятно планировалось сделать эту улицу самой красивой в городе, своего рода речным фасадом.


24.


25.


26.


27. Дворец детского творчества на набережной.


28.


29. На улице Советской.


30. Бросилось в глаза большое количество детей.


31. Здание городской и районной администрации.


32.


33.


34. Памятник исчезнувшим в войну деревням и хуторам Киришского района. Не возродятся они больше. Но и промышленного города в 50 тысяч человек, 100 назад в этих местах не было.


35.


36.


37. Гостиница "Юность".


38.


39.


40. Проспект Ленина.
Город не такой и большой, примерно 2.5 километра в длину и столько же в ширину. Довольно компактный.


41.


42.


43. Пятиэтажка типовой ленинградской серии.


44.


45.


46.


47. В целом город Кириши оставил весьма благоприятное впечатление.



Recent Posts from This Journal



  • 1
но кстати дорога в питер есть, я вот из питера в Тихвин изредка именно через Кириши езжу. правда не через чудово - там от чудово до будогощи грунтовая дорога, даже не ездил по ней

а нормальный путь выглядит так: из питера по московскому шоссе до зуево, там поворот и нормальный асфальт до киришей

там грунтовка такая что лесовоз не проедет асфальт только 3 км от пересечения дорог Кириши-Будогощь и Тихвин-Чудово

Кстати жд мост не охраняется . Я там обычно на второй свае рыбу ловил))) И фото ракурсы оттуда отличные.

Значит мост не стратегический. У нас в Самаре мост через Самару (:-))) такой же, но попробуй зимой по льду под мостом пройти.

На ст. Погостье можно далеко от станции не отходить там по обе стороны жд все на костях

Там практически только копатели и грибники-ягодники и выходят из электрички

Хороший город. Чистенько и такси стоит сто рублей, совсем как у нас.

  • 1