На свое время эта была суперсовременная дорога, оборудованная типовыми деревянными вокзалами, в стиле модерн, каменными водонапорными башнями, казармами, семафорами, жезловой системой и всем самым современным, что было на тот момент в железнодорожной сфере. Была также, в случае необходимости, предусмотрена прокладка второго пути. Следы этого можно видеть до сих пор в виде широкой насыпи и дополнительных устоев около мостов через реки и ручьи.
Но этой дороге так и не суждено было стать по настоящему магистральной, ибо она проходила через малонаселенные земли российского северо-запада и не один по настоящему крупный город не оказался на ее пути.
Во времена СССР тут было движение средней интенсивности, а после 1991 года оно стало и вовсе деградировать, из-за отделения от единой страны Прибалтики и Белоруссии. Про Польщу, которая некогда была в составе нашей страны, сейчас уже никто и не вспоминает.
Так и стоит Бологое-Полоцкая дорога как железнодорожный памятник последним десятилетиям Российской империи, и это еще хорошо, что ее вообще не разобрали после развала Союза, лишив при этом целый ряд удаленных районов Псковской и Тверской областей единственного транспортного сообщения. И что пригородный маршрут Бологое - Осташков - Великие Луки сохранен, несмотря на свою явную убыточность.
Впрочем после 2014 года и возрастания военной угрозы с западного направления, военно-стратегическое значение этой дороги вдруг снова стало становится актуальным. Кто знает, что нас ждет впереди, ведь переброски войск к западным границам могут снова понадобится.
Может быть поэтому рельсовый путь сегодня в отличном состоянии, с железобетонными шпалами, почти что везде бесстыковый и по нему с нормальной скоростью могут двигаться грузовые поезда, несмотря на то, что дорога достаточно сильно извивается между озерами, бесконечными лесами и болотами.
Но вернемся к станции Осташков, которая при минимальном движении обладает солидным путевым развитием и очень крупным вокзалом 1907 года постройки, который сохраняется скорее как памятник архитектуры. При таком небольшом пассажиропотоке можно было бы и вовсе без него обойтись.
Пассажирское движение осуществляется под тепловозами ТЭП70 из депо Великие Луки, грузовое тут представлено преимущественно короткими сборными поездами под маневровыми ТЭМ18, которые перевозят топливо и лес, который заготавливают в этих местах. Иногда встречаются и тяжелые грузовые составы под 2ТЭ116, но это случается не часто, до нескольких раз в неделю.
В здании вокзала сохранилась раритетная, еще советская схема железных дорог этой части страны. Зал ожидания обычно закрыт, но специально для нас его открыли.
Рядом расположен и автовокзал, который не ремонтировался с времен СССР и представляет из себя очень унылое зрелище. И это при том, что именно автобусы для города Осташков, на сегодняшний день, являются главным транспортом во внешний мир. По крайней мере в сторону Москвы, до которой примерно 350 километров.
1. Вид на здание вокзала со стороны города.

2. Пригородный на Великие Луки. Снято на следующий день после паровоза.

3. Один ТЭП70 скорее всего засылают в депо Великие Луки в холодном виде. Обе машины выпущены в самом начале 90-х, в 1991 и 92 году.

4.

5.

6.

7. А это уже вчерашний поезд на Бологое.

8. Сборный грузовой поезд под ТЭМ18

9.

10. А такое бывает на станции только по субботам.

11.

12.

13.

14.

15. Надписи "Ленинград" уже заклеили.

16. Зал ожидания, который нам открыли.

17.

18.

19.

20. Привокзальная площадь.

21. Автовокзал.

22. Автобусное сообщение Тверской области.

23.

24.

26.

27. Вот тут хорошо показана географическая карта Осташковского района, где четко видно озеро Селигер, представляющее из себя скорее обширную озерную систему, с протоками и островами. А западнее другая озерная система, из которой вытекает Волга. Селигер через реку Селижаровка связан с верхней Волгой. Селижаровка впадает в Волгу в районе станции Селижарово, южнее Осташкова.
Удивительный озёрный край на западе России!

28. Висит еще советская карта Калининской (Тверской) области.

29. Восточная горловина станции Осташков.

30. Мост через Селижаровку.

31.

32.

33. Этот вокзал лишился башенки.

34. Типовой дореволюционный вокзал. Такой же как и в Куженкино.

35. Станция Болгое-Полоцкое.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42. Вот тут, как сказал начальник поезда, живет всего 2 человека. Не знаю, правда ли?

43.

44.

45.

46. Соединение с главным ходом Москва - Петербург, у станции Бологое.

47. Красным показана дорога Бологое-Полоцк-Седлец на момент своей постройки, к 1907 году. Хорошо видна остальная жд сеть России. Бологое-Полоцкая уже почти что теряется среди других линий

48. А это на момент начала XX века. Насколько меньше дорог и как остро необходима именно Бологое-Полоцкая, для лучшей связи с западной границей.
В этих условиях и принималось решение о ее постройке.
