flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Смоленск. Заднепровье и другое.

Хотел бы подробно остановиться на смоленском Заднепровье. К сожалению этот район является парадными воротами в город, ибо тут размещается ЖД вокзал и Автовокзал.
Приехавших впервые сразу же встречают торговые ряды, грязь, старая трамвайная линия огибающая все это, и центральная ТЭЦ-1, стоящая среди всего этого, построенная еще до войны с двумя высоченными дымящими трубами.
Район этот традиционно торговый, сказывается близость к вокзалу и в прошлом судоходной реке. Располагается в низине между Днепром и холмами, стоящими севернее железной дороги Москва - Минск. Тут сохранилось много обшарпанных дореволюционных зданий, до которых пока руки не дошли, есть советские постройки, в основном промышленные. Район этот - настоящее чрево Смоленска, всегда многолюдное, изобилующее конечными всякого разного пригородного и иного транспорта, застроенное всевозможными торговыми центрами и просто магазинчиками. Немногочисленные в этих местах фаст-фуды, в частности единственный в Смоленске KFC, тоже расположился именно тут.
Очень сильно напоминает мне киевский Подол, который тоже у Днепра. А вообще - район с особой атмосферой, где всегда хочется где-нибудь выпить и закусить.

1. Заднепровский рынок (в народе «Колхозка») - общее название целого комплекса торговых учреждений на правом берегу Днепра. Включает в себя продуктовый, вещевой, оптовый рынки, торговые комплексы «Желябовский», «Алексеевский», «Городянский» и другие.
Все это тянется на целый километр вдоль правого берега Днепра.



2.


3. Площадь с очень характерным названием - Колхозная. Она центральная в Заднепровском районе.
Попадаются здесь и невысокие дореволюционные дома, которые пережили 1941 год. Заднепровье особенно пострадало в войну, потому из-за расположенного тут ЖД вокзала, оно подвергалась мощным авианалетам.


4. Над Колхозной площадью доминирует восьмиэтажное здание с офисами различных компаний. Среди горожан известно как "высотное здание на Колхозной".
Судя по его виду, это какой-то бывший советский НИИ, или что-то в этом роде.


5. Смоленская ТЭЦ-1. Пущена в 1933 году.


6. Пятницкий путепровод над железной дорогой, со съездом к островному вокзалу. В кадр попала маршрутка украинского производства "Эталон", которые город в некотором количестве закупал до 2014 года.
Этот путепровод был в городе и до войны и до революции, только другой понятное дело.


7. И трамвай, представленный несколькими видами. Очень дешевый (18 рублей), но требующий замены до половины подвижного состава.
Это важнейший в городе вид транспорта.


8. А вот Смоленский жд узел совсем не впечатлил своим движением.
Сколько я не ходил за эти три дня около вокзала и железной дороги, сфотографировать удалось всего несколько поездов и при этом ни одного грузового под ВЛ80.
А ведь это крупнейший узел в западной России, где сходятся целых пять направлений и проходит электрифицированный магистральный ход на Белоруссию и Европу.
Станция Смоленск вообще всегда выглядит пустой, если не считать московской "Ласточки", которая отстаивается и какого-нибудь состава из пассажирских вагонов.
За все время сфотографировал поезд Адлер - Калининград, в другой день дневной Москва - Минск и всего один проходящий грузовой с углем под белорусским 2ТЭ10.
Что касается Смоленского вокзала, то он очень впечатляет своей мощью и внутренней отделкой. Настоящий сталинский ампир в железнодорожном исполнении.


9. Памятник паровозу у Пятницкого путепровода.


10. И мемориал местным железнодорожникам.


11. Паровоз привезен со станции Александров, что во Владимирской области. Установлен в Смоленске летом прошлого года к 150-летию открытия в городе железной дороге.
Выпущен в Ворошиловграде в 1953 году.


12.


13. Дневной поезд Москва - Минск.


14. Снято у пешеходного перехода через пути на улице Ново-Ленинградской.
В кадр попал еще один путепровод через пути в смоленском Заднепровье.


15.


16. Вяземский ЧС4Т на отстое.


17. Поезд с углем под белорусским 2ТЭ10. Вероятно он пошел в сторону Витебска.
Грузовая сортировочная станция в Смоленске находится на восточной окраине города и я там не был. Возможно там удалось бы поймать ВЛ80.


18.


19. По дороге в Катынь долго ехали вдоль железной дороги, которая в западной части узла, перед тем как разойтись на Оршу и Витебск, раздваивается на два параллельных двухпутных хода и образует таким образом своеобразную петлю, которая растянулась на километров 15-17, при этом обе ветки электрифицированы.  И ни одного поезда не встретил.


20. Вид на торговый район у Колхозной площади с Пятницкого путепровода.


21. На высоких холмах, за Днепром, находится центральная историческая часть Смоленска.


22. Одинокий дом XIX века у Днепра, переживший войну, возле моста через реку. Это левый берег Днепра.


23.


24.


25. Церковь Иоанна Богослова на Вражке, стоящая у Петропавловского моста через Днепр. XII век. Частично перестроена в XIX веке.
После завоевания Смоленска поляками в 1611 году была превращена в костёл.


26. Послевоенный мост, которому дали название бывшего на этом месте дореволюционного - Петропавловский.


27. Набережная Днепра, отрытая совсем недавно. К ней мы еще вернемся.


28. У Петропавловского моста Днепр делает петлю. Пишут, что в этом месте археологами были найдены остатки древнего Смоленска.


29. От этого моста совсем близко до ЖД вокзала, буквально несколько сот метров.


30.


31.


32. Отсюда начинается торговая часть Заднепровья.


33. И с какой точки не посмотри, величественный Успенский собор неизменно доминирует над городом.


34. Варваринская церковь и совсем древняя и церковь Петра и Павла на Городянке. XII век.


35. Здание Пригородного вокзала. Построено в 2007 году.


36.


37. Один из самых красивых в России островных железнодорожных вокзалов. Построен в 1949–1952 годах по проекту архитекторов Б. С. Мезенцева и М. А. Шпотова.


38.


39. Слева путь на Москву и Брянск, справа на Минск и Витебск.


40. Съезд с Пятницкого путепровода к вокзалу.


41. В здании вокзала.


42.


43.


44.


45.


46.


47. Немецкие фотографии старого довоенного вокзала. Он состоял из двух зданий с вот таким арочным перекрытием. Очень оригинальное решение!
С фронта, до которого с января 1942 года было всего 180 километров, а с марта 1943 еще ближе, прибыли санитарные машины.


48.


49. Временное послевоенное здание.


50. Фото 70-х годов, еще до электрификации, которая пришла сюда в 1980 году. Виден дизель-поезд Д1.


51. Конечная трамвая у вокзала.


52.


53. Трамвайная сеть города. Всего в городе 4 маршрута, на которых по будним дням работают 46 вагонов.
Есть в городе и вагоны более новые, в том числе и 10 штук из Москвы, но они в кадр к сожалению не попали.


Поднимемся на левый берег Днепра, в историческую часть города.
54. Трамвайное кольцо на улице Багратиона. Это западная окраина центральной части города.
Тут стоят дома советской постройки и расположился рынок. Такой, от каких я за пять лет жизни в Питере, уже порядком отвык.


55. Все заставлено разнообразными торговыми точками, в глазах рябит от навязчивых рекламных вывесок.


55. Вот эту точку красиво оформили.


56. Памятник легендарному советскому бомбардировщику ТУ-16 в Смоленске.
Это была прорывная для своего времени машина - первый советский реактивный бомбардировщик, выпускавшийся массово и способный донести ядерную бомбу до союзников США в Европе на околозвуковой скорости.
Стал предтечей появления более тяжелого самолета - ТУ-95, который уже мог и до США долететь.
В дальнейшем они успешно друг друга дополняли, каждый в своей нише.
ТУ-16 стал первым серьезным средством ядерного сдерживания СССР, уже в 50-е годы, через 10 лет после окончания войны и еще задолго до появления межконтинентальных ракет.
Выпускался с 1953 по 1963 годы, на трех авиазаводах, в количестве 1500 штук. Массово использовался также в морской авиации ВМФ СССР, а также как самолет разведчик и РЭБ.
На его базе был создан первый советский реактивный пассажирский самолет, ТУ-104, на котором мне довелось летать в детстве.
Снят с вооружения в 1993 году. В Китае, его китайская версия, стоит на вооружении до сих пор.


57.


58.


59.


60. Дома на улице Нахимова.


61.


62. От названия как-то передернуло.


63. Послевоенные сталинки на улице Бакунина, на горе в самом центре, возле Лопатинского сада. Улица является спуском из центра к набережной Днепра.


64.


65. Послевоенные домики на спуске на улице Бакунина. Хорошо видны заднепровские жилые микрорайоны, построенные после войны на холмах севернее долины Днепра.


66.


67. Тут за лет 60 вообще мало что изменилось. Справа стоят частные гостиницы для гостей города.
Это старейшая часть города, находящаяся в пределах периметра Смоленской крепости.


68. Ну вот и вышел к набережной. Красное здание это - бывшее ремесленное училище купца Пестрикова.
Хорошо видны храмы в Заднепровье у Успенского моста.


69. Памятник князю Владимиру на набережной. Установлен в августе 2015 года.


70.


71.


72. Успенский мост через Днепр.


73. Новая набережная.


74.


75. На южной окраине города. В районе улицы Черняховского. Именно здесь поселились мои знакомые переселенцы из Киева. В одном из домов 1989 года постройки.


76. Здесь много вот таких 2-х этажных домов, которые подлежат расселению и сносу.


77.


78. Улица Черняховского.


79.


80.


81. Вездесущие смоленские маршрутки. Стоимость проезда - 20 рублей.
Это я к тому, что во Пскове, в более бедном регионе, проезд действительно дорогой.

Tags: Западная Россия
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

Recent Posts from This Journal