flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Category:

Из Смоленска в Москву. На электричках.

1. Утро 12 января. Станция Смоленск-Пассажирский, пригородный вокзальчик, стоящий чуть южнее основного. Перед нами уходит дизель РА2 на Фаянсовую, а за ним и моя ЭД9М в 8-05 на Вязьму.
Еще советская ЭР9Т вероятно пойдет к белорусской границе, где ее будет ждать что-то согласованное из Орши.
Пока еще темно, но примерно через час это пройдет и случится минут на 30 раньше чем в Питере.
Впереди у меня 400 километров дороги Смоленск - Москва, по которой я еду впервые в жизни, да еще и на пригородных!
Этот путь от Смоленска до Москвы особый в русской истории. По крайней мере два раза, в обеих Отечественных войнах, эти 400 километров преодолевали захватчики, хотевшие раз и навсегда решить "русский вопрос". Обеих он привел к катастрофе, просто второго не сразу, а чуть позже.




2. Зал ожидания на Смоленском пригородном. Все чисто, симпатично и отремонтировано.


3. Послевоенная громадина Смоленского вокзала, построенная в 1952 году. Тот довоенный, что стоял до него, был поменьше.
Раньше, когда что-то слышал об этом городе, у меня перед глазами сразу же вставали кадры вражеской кинохроники, снятые именно на Смоленском вокзале.
Подходит поезд, набитый довольными и наглыми оккупантами, у солдата несущего много буханок хлеба, одна вдруг выпадает и летит на рельсы. Потом камера скользит по сгоревшему зданию вокзала и по названию города, написанному уже по немецки и с таким же сильным немецким акцентом диктор его выговаривает. Страшные кадры, безнадежные, до Москвы совсем ничего осталось.
Начальник генштаба Франц Гальдер после взятия Смоленска, всего лишь через три недели после начала войны, с большим оптимизмом написал о том, что с Россией кажется почти покончено. Ведь если две трети расстояния до ее столицы прошли за три недели, разгромив при этом несколько армий, то чего стоит пройти оставшиеся 400? Как говорится - "вообще не вопрос".
Но эти 400 километров немцы шли целых 4 месяца и то ровно для того, чтобы почти сразу же откатиться к Вязьме, где фронт остановился уже надолго.
Так, что не говорите, что от Смоленска до Москвы близко. Нет, это бесконечно большое расстояние.



4. Смоленская электричка была 4-х вагонная, достаточно чистая, с работающим и НЕ вонючим туалетом, выпущена в 2008 году.
Пассажиропотоки тут конечно не такие как в столицах. Их всего три в день, до Вязьмы.


5.


6. Прошли через большую сортировочную станцию, которая расположилась на восточной окраине Смоленска, проводили две тепловозные линии. Одну важную и магистральную, на Брянск - Орел - Елец, вторую второстепенную и малодеятельную, на Ельню - Сухиничи. А наш главный ход, сразу за Смоленским узлом берет немного севернее, в сторону Ярцево.
Первой станцией, когда стало более-менее светло была Кардымово, где мы стояли 10 минут и почему-то вперед себя пропускали грузовой на Вязьму.


7. Железнодорожный вокзал станции Ярцево, городка который стоит в самом центре Смоленской области, у шоссе М-1 Минск - Москва
И опять в этой связи вспоминаются события Смоленского сражения 1941 года.
Немецкий танковый корпус, пройдя в середине июля, севернее Смоленска, именно у Ярцево перехватил главную коммуникацию на Москву. Оставалась только небольшая дорога южнее, через Соловьевскую переправу через Днепр, весь ужас происходящий на которой, описывал Константин Симонов, который был в боевых порядках наших войск в те страшные недели.

На станции Ярцево кажется все работники, полиция и охранники вышли встречать нашу небольшую электричку. Скучно людям в провинции. А человек с фотоаппаратом вызывает большое подозрение.

8. За окном русская зима. Мороз и очень много снега. Встречных поездов пока нет.


9. После Ярцево вдруг начали часто идти встречные грузовые. Всего их от Смоленска до Вязьмы прошло навстречу шесть штук.
На киевском ходе, до 2014 года, было интенсивней как минимум раза в два.


10. Еще один город Смоленской области - Сафоново. Заметил храм у автомобильного путепровода.


11. В Сафоново было оживленно. Кто-то вышел, но еще больше зашло.


12.


13. До Москвы еще долгих 300 километров.


14. Станция Дурово, которая стоит при очень небольшой деревушке.
На таких станциях даже местные псы выскакивают из деревни в момент прохода электрички. Они ласково влияют хвостами и радостно подбегают к тем немногим кто вышел из поезда. Электричка случается в этих местах шесть раз в сутки. Три раза в сторону Смоленска, три раза на Вязьму.
Приближаемся к местам, где находятся самые верховья великой реки - Днепр.


15. Прошли через Днепр, который тут почти такой же как и в Смоленске. На льду сидели рыбаки.
Исток его расположен всего в 90 километрах севернее.


16. Станция Издешково. Вокзал - трудно сказать какого года постройки. Скорее всего перестроенный и восстановленный довоенный.


17.


18. При алкоголь не упоминается.


19. Какая-то закрытая бывшая станция.


20. Станция Семлёво. Известное место, благодаря легенде, что в этих местах бегущие из Москвы французы, сбросили в Семлёвское озеро, часть награбленного в древней столице России. Во времена СССР про экспедицию, которая искала все это,  даже по телевизору показывали. Хоть и ничего не нашли, легенда все равно жива.
Какой городок или станцию не возьми на Смоленской дороге, почти все так или иначе связаны с войной 1812 или событиями 1941-43 годов.


21. Похожие вокзалы встречаются также на участке Сухиничи - Брянск - Конотоп.


22.


23. Начинается восточная часть Смоленской области. А до Москвы еще 250 километров.


24. Какой-то полустанок перед самой Вязьмой. С него берет начало засыпанный снегом съезд на Вязьму-Брянскую.


25. Прибыли. Про Вязьму подробно я уже писал, а также про остальные обстоятельства, с которыми я там столкнулся и которые я совсем не ожидал.
Пробыл тут примерно 1 час 45 минут.


26. Поезд на Москву.


27. Но вот и моя следующая электричка. Уже "постояннотоковая" ЭД4М, депо приписки Апрелевка, год выпуска тоже 2008.  Время отправления на Можайск 13-13.
Прямых электричек на Москву уже нет. Пересадка либо по Можайску, либо по Бородино.


28. В этой было заметно грязнее, чем в предыдущей и очень сильно воняло туалетом.


29. Достаточно только сменить одну букву.


30. В туалете целая лужа.


31.


32.


33. Город Гагарин (бывший Гжатск), родина Ю.А. Гагарина. Это последний город Смоленской области, на самом ее востоке. Дальше идет Московская область.


34. Храм Вознесения Господня, который стоит в бывшем Гжатске возле станции.


35. В родной стихии. Хотя уже начинаю уставать от электричек.


36. Русская зимняя природа, которая поздней осенью 41 года тоже встала щитом на пути оккупантов из Европы.
Где-то тут мы пересекли границы областей.


37. Станция Бородино - конечная московской электрички и монументальный вокзал послевоенной постройки. До исторического ратного поля несколько километров от станции.
Вдруг вспомнил, как в каком-то там классе, в простой киевской русской школе №24, нам задали выучить наизусть стихотворение Лермонтова "Бородино". Я помню тот вечер, когда я его учил.
"Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!....."


38. Станция Можайск, это своего рода западные железнодорожные ворота Московского региона. Здесь конечная большей части московских электричек белорусского направления, хотя некоторые идут чуть дальше, до соседней станции Бородино. До Москвы отсюда ровно 100 километров.
Этот старинный русский город веками стоял на западных подступах к Москве и ему всегда доставалось во всех войнах, особенно в обеих Отечественных. В 1941 году, именно на Можайской линии обороны, после Вяземской катастрофы, было на некоторое время задержано продвижение немцев к Москве, что позволило выиграть драгоценное время.
Я в Можайске планировал пересесть с одной электрички на другую, но в конечном итоге вот тут уже удалось уехать на "Ласточке" из Смоленска и всего за час прибыть в столицу.


39. Этот экспресс уходил всего через 7 минут и мы почти не успевали взять на него билеты.
А может оно и к лучшему, хоть станцию и вокзал сфотографировал.


40.


41. Это подается под посадку обычная электричка на Москву, которая идет долго.


42. Грузовой со стороны Вязьмы.


43. "Тройник" ВЛ11. В Питере "тройники" из старых локомотивов не водятся.


44. Привокзальная площадь в Можайске.


45.


46. Очистка стрелок сжатым воздухом.


47.  Прибывает смоленская "Ласточка", которая сейчас нас заберет в Белокаменную.
В связи с появлением в России большого количества новых электропоездов "Ласточка", они уверенно стали завоевывать нишу в междугородних перевозках на небольшие и средние расстояния. При этом эти "Ласточки" формально считаются "поездами дальнего следования". В целом они уверенно выигрывают конкуренцию у автомобильного транспорта и связали с обеими столицами почти все соседние регионы.


48. На часах около 17-10. Москва-Белорусская встречает нас. От Смоленска я ехал ровно 9 часов.
Тот самый Белорусский вокзал, который навсегда остался в памяти как самая короткая дорога на фронт.

Tags: Железная дорога, Западная Россия, РЖД
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments

Recent Posts from This Journal