flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Новороссийск. Набережная и другие местные красоты.

Только через три недели дошла очередь до самого главного поста о городе Новороссийск. Именно он на меня в этой поездке произвел наибольшее впечатление, даже в чем-то большее чем Крымский мост.
Произвел масштабом своего морского порта, а еще просто географическим расположением на побережье Кавказа. И не случайно я выбрал именно Новороссийск как первую точку своей южной поездки, я как-бы предчувствовал, что там очень красиво. И первое, после нескольких лет жизни на севере, посещение Черного моря, лучше начинать здесь.
Цемесская бухта и окружающие ее горы - чрезвычайно красивое место на земле, хоть и с очень капризным климатом.
Новороссийск словно амфитеатр растянулся по обоим берегам довольно широкой Цемесской бухты. На севере полоса города совсем узкая, она прижата вплотную к морю Маркхотским хребтом, оставив лишь место для цементных заводов и Сухумского шоссе. Есть там немного места и для частного сектора.
В устье Цемесской бухты расположен центр огромного, гигантского по размерам морского порта и промышленной зоны, которая растянулась на несколько километров вдоль северного берега. Сюда же с материка, из-за гор приходит 2-х путная электрифицированная железная дорога, распадающаяся своими ветками, словно огромными щупальцами по бесчисленным портовым объектам и вытянувшаяся к цементным заводам по северному берегу на довольно большое расстояние.
Тут же, в долине реки Цемес, расположено множество всевозможных промышленных объектов и терминалов. Ведь это крупнейший порт на Черном море и вообще в России.
А основная жилая городская застройка, центр Новороссийска, собственно сам город, расположились на юго-западном берегу Цемесской бухты. Город вытянулся полосой от самого Мысхако, где еще 50 лет назад ничего не было, и до горного хребта который закрывает проход в эту большую природную долину, в которой собственно и расположился город Новороссийск.

А вы знаете, я не знал, что Новороссийск настолько молодой город и что Россия прочно стоит на этом побережье не так давно. Раньше я ошибочно полагал, что его основали где-то одновременно с Севастополем и Одессой и думал, что это побережье было отвоевано у турок тогда же, при Екатерине II. А оказывается этот берег еще долгих 55 лет был под властью Турции, после основания Севастополя и только при Николае I, после очередной войны с Турцией отошел к России.
А местное черкесское население оказывало сопротивление приходу России причём при помощи англичан, а еще Турция в Крымскую войну вновь заняла этот берег.
Так, что город основанный в 1838 году, по настоящему стал расти и развиваться только в 60-е годы XIX столетия, то есть всего 150 лет назад.
Подумать только, соседний Екатеринодар был российским еще с века 18-го, а соседний район Цемесской бухты, Анапа и все побережье, которое мы казалось бы уже давно освоили, сделали курортной зоной, и считаем своим, еще долго не контролировались Россией.
По иронии судьбы, после развала СССР, России досталось на Черном море именно эта часть побережья, а "старая" Новороссия и Таврия, с Одессой и Крымом, оказалась на Украине.
В любом случае такое удобное место на черноморском побережье не могло остаться не освоенным. В 80-е годы XIX века, сюда от Екатеринодара, через горный хребет, пришла железная дорога, которая и дала самый значительный толчок развитию города и его промышленности, которая с самого начала была представлена в основном цементными заводами. С тех пор город только рос, хоть и не был никогда слишком многолюдным.
Интересная деталь:
После развала Союза, население Новороссийска, несмотря на весь кошмар 90-х, бурно росло и по сравнению с 1986 годом выросло на треть, до почти что 300-тысяч. Потрясающий результат. А все из-за того обстоятельства, что после потери Украины, у огромной северной страны, растянувшейся по всей северной Евразии, южных приморских городов почти не осталось. И Новороссийск был среди них и остается,  единственным крупным портом. Да и город сам маленьким никак не назовешь.

1. Это я снял в первые часы своего нахождения в городе. Остановился я в центре, на улице Леднёва, как выяснилось - буквально в двух шагах от порта.
Здание бизнес-центра, которое я снял, когда свернул от своей улицы к местной набережной.



2. Здание морского порта. За ним располагается причал холодильных установок, с которого и начинается местный порт.


3. Вот в этой точке я наконец увидел - в какое потрясающе красивое место попал. Это самое начало набережной, если идти с северо-западной стороны или от устья Цемесской бухты.


4.


5. Новороссийское морское пароходство.


6. Стоит судно под названием "Роксолана". Впечатлили мощные краны, каких ещё никогда не видел.


7. И вот уже видна главная местная достопримечательность - старый артиллерийский крейсер "Михаил Кутузов", поставленный тут на вечную стоянку. Используется как музей.
К нему мы еще подойдем.


8. С этой точки мне стали открываться масштабы здешнего порта. Над всем господствует очень красивый Маркотхский хребет с характерными белыми срезами, которые образовались при добыче породы для изготовления цемента на заводах, которые расположились под ним.
Под погрузкой стоит огромный контейнеровоз.


9.


10. Застройка набережной тут смешанная. Старые сталинские здания построенные после войны и современные, причем даже сразу и не скажешь - где из них какие.
Но в целом довольно красиво.


11. Морские прогулки по Цемесской бухте. Стоимость 400 рублей. В тот день из-за ветреной погоды не работали.


12.


13.


14. Крейсер «Михаил Кутузов», серия 68-бис. Строились большой серией сразу после войны, еще до появления ракетного флота. Главное оружия - артиллерия большого калибра.
Они уступали представителям западных флотов и уже заведомо были устаревшими, но СССР первые лет 15 после войны не имел возможности строить для флота что-то более современное, а после потерь в Великой Отечественной флоту нужны были корабли,  и поэтому довольствовались крейсерами этой серии.
Всего было построено 14 кораблей, а остался только один, который перед вами. Именно этот крейсер был построен в Николаеве в 1954 году, а выведен из состава ВМФ аж в 1987 году.
В 2001 году был переведен из Севастополя в Новороссийск и стал плавучим музеем.


15. И снова виды на Маркотхский хребет.


16. Растянувшиеся вдоль северного берега Цемесской бухты бесчисленные терминалы морского порта.


17. Здание с башней у набережной.


18.


19. Памятник жене моряка, ставший чуть-ли не символом города.
А смотрит она не в сторону моря, а на порт, где происходит погрузка судов.


20. Памятник адмиралу М.П.Лазареву, который именно в этом месте, 12 сентября 1838 года с судов Черноморского флота высадился с морским десантом. Это принято считать датой основания города Новороссийска. За памятником идет улица Новороссийской республики, к которой мы еще вернемся.


21. Вот текст исторического рапорта Лазарева о занятии Цемесской бухты:
«Эскадра» Черноморского флота, состоящая под личным моим начальством из кораблей «Императрицы Екатерины II», «Султан Махмуд», «Силистрия», фрегатов «Энос» «Тенелос», «Бургас», «Агатополь» и «Браилов», с присоединением находившихся уже у Черкесских берегов пароходов «Северная звезда», «Громоносец» и «Колхида», по прибытии десантных войск под начальством генерал-лейтенанта Раевского из укрепления при реке Шапсуко, 12-го числа сего месяца 1838 года прибыли в Суджукскую бухту и имеете со сводным морским батальоном, составленным из 600 человек нижних чинов, с приличным числом офицеров, высадила означенный отряд сухопутных войск на берег при устье речки Цемес благополучно».
Начальник штаба Черноморской береговой линии генерал Г.И. Филипсон записал в тот день: «Все мы были в восторге от бухты и от местности, на которой расположился отряд».


22.


23. Довольно большая площадь у пассажирского порта и стела "Морская слава России".


24. "Лестница с дельфинами".


25. Корабль видимо в 70-80-е годы проходил модернизацию. Это видно по некоторым надстройкам.


26. Не знаю - ходит ли с него сейчас что-нибудь.
Написано: "С праздником любимый город".
Как-то странно и даже мистически совпало. Города Краснодар и Новороссийск во время первого в жизни посещения встречали меня в этом сентябре во время празднования своих исторических годовщин. В том числе Новороссийск и 75-летия своего освобождения в 1943 году.


27.


28.


29.


30. Экскурсия на крейсер. К сожалению не пошел, теперь жалею.


31.


32. Крейсер нуждается в реставрации.


33. Здесь начинается закрытая зона пассажирского порта.


34. Вид на площадь со стороны здания Морвокзала.


35.


36. Стоит какой-то теплоход.


37.


38. Новороссийская набережная радует своей большой шириной и ухоженностью.


39. Форумная площадь на которой расположены якоря и пушки


40.


41. И памятник основателям города.


42. Памятник торпедистам Великой Отечественной. На таких торпедных катерах был осуществлен легендарный прорыв в порт в сентябре 1943-го, за которым последовала высадка десанта и освобождение Новороссийска от захватчиков.


43.


44. Начало городского пляжа. Но тут, сразу у порта вода не совсем чистая. В народе - "собачий пляж".


45. Западный мол, который вытянулся вглубь бухты больше чем на километр - важная местная достопримечательность. С него открываются отличные виды.
Я дошел до самого конца.


46. Вид в сторону открытого моря.


47.


48.


49. Вид с мола на город.


50. Только с него можно реально оценить масштабы здешнего порта.


51. Можно очень долго перечислять названия районов порта и терминалов.


52.


53.


54. Я, порядком отвыкший от таких горных и южных видов, ходил и глазел на эти красоты словно обалдевший.


55. Крайняя точка западного мола.


56. А это крайняя точка противоположного Восточного мола. Где-то там, правее расположилась Новороссийская база ВМФ.


57.


58.


59. Видны плавучие доки.


60. Через створ проходит тральщик ВМФ России.


61. Центральная часть города, лежащая между устьем Цемесской бухтой и холмами.


62.


63.


64. В Новороссийске есть еще набережная Адмирала Серебрякова, но о ней будет отдельный пост.


65. Улица Новороссийской республики. До революции улица Н.Н.Раевского - одного из основателей города.
"Новороссийская республика" - образование, созданное в ходе кровавого всероссийского мятежа 1905 года. Было вовремя подавлено правительственными войсками.
Не понимаю, почему не вернут улицам исторические названия.


66. Мемориал событиям 1905 года.


67. Тут очень красивая послевоенная сталинская застройка, чем-то похожая на севастопольскую.
Улица задумывалась как главная от пассажирского порта идущая в город.


68. Над северо-восточным берегом бухты идет дождь.


69.


70. Пишут, что когда-то посреди этой улицы был овраг, через который было шесть мостов.


71. Сохранившееся дореволюционное здание.


72.


73. Улица Советов - одна из центральных в городе (раньше Серебряковская).
Названа в честь событий 1905 года.


74.


75. Обелиск "Новороссийская республика".
Кстати в настоящее время такое название напоминает скорее о других событиях.

Tags: Краснодарский край, Юг России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 66 comments