flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Category:

Стародуб.

Этот старинный городок Стародуб, или Стародуб-Северский, который впервые упоминается в 1080 году, бывшая столица Стародубского полка, возможно самый малороссийский по истории город Брянской области. Ощущаешь тут себя, словно оказался где-нибудь в Нежине, до которого кстати всего 180 километров строго на юг.
До самой границы отсюда 32 километра, а до ближайшего городка на территории Украины - Семеновка, всего 45 километров. Их соединяет дорога Р-65, с пунктом пропуска Ломаковка - Николаевка, который открыт только для граждан РФ и Украины. Впрочем не совсем ясно, работает ли этот пункт пропуска в наши дни, после событий 14 года.
К счастью политическое украинство на территории бывшего Стародубского полка Малороссии, не успело возникнуть по причине включения этих земель в состав РСФСР в начале 20-х годов.
Никто тут не изучал украинский язык и не насаждал украинскую идентичность в XX веке, и к нашему времени все здешние жители, несмотря на свои исторические корни, считают себя исключительно русскими. А то, что Стародуб был некогда частью Малороссии и Черниговской губернии, не более чем история.
Хотя петлюровцы пытались захватить и удержать эти территории во время гражданской войны, но местные жители отказались отделяться от Москвы.

В наши смутные и тяжелые дни, транспортного сообщения с соседней сопредельной территорией нет никакого, да и боятся многие ездить. Впрочем и желание туда ехать тоже мало кто проявляет. С той стороны ездят без опаски, это видно по автомобилям с украинскими номерами, которые можно увидеть на дорогах Брянщины.
Единая в прошлом земля, несмотря на пребывание в XX веке в разных союзных республиках, разрезана в 1991 году по живому. И только церкви в стиле барокко, да характерные дома со ставнями как на Черниговщине, напоминают об общем прошлом.
Железная дорога Новозыбков - Климово - Семеновка - Новгород-Северский, построенная еще в царские времена, после развала СССР разобрана в районе границы.

Эти земли долгое время были пограничными и предметом постоянных территориальных переделов между Московской Русью, позже уже Россией и Польшей - Литвой. В какой-то момент при царе Иване III эти земли были возвращены в состав Московской Руси, но поляки их снова отбили.
В те столетия Стародуб обладал крепостью, что предопределило постоянную борьбу за него.

С 1667 года город Стародуб, как и вся левобережная Малороссия, наконец на три века оказался в глубине государства Российского. Во времена близости с польской границей Стародуб становится центром торговли между Польшей и Россией, в те периоды когда эти страны не воевали.
В 1708 году армия шведов по пути к Полтаве неудачно штурмовала этот город.

Период с конца XVIII века и на протяжении всего XIX века охарактеризован интенсивным строительством, которое вело разбогатевшее купечество. Тогда были построены почти все сохранившиеся доныне памятники архитектуры, большинство которых, к сожалению, сегодня находятся в неважном состоянии.
В XIX веке начался сильный рост промышленности, а в 1900 году от станции Унеча была подведена железнодорожная ветка, включившая Стародуб в транспортную сеть России.
А с 1991 года эти края снова стали крайней пограничной землей на западе России. История 15 -17 веков в наше время снова повторяется, но с каким-то особым трагизмом.


Кстати задача - добраться из деревни Трубчевского района в Стародуб, задача не из простых. Транспорт в Брянской области ходит хорошо и часто из районных центров только в сторону центра областного - Брянска. Просто же по области перемещаться нелегко, автобусов очень мало, а в некоторых районах области их нет вовсе.
Жить в провинциальных районах страны, имея желание куда-то ездить, но не имея хотя бы самого простого автомобиля, просто нереально. Либо нужно просто сидеть в своей деревне или городке и никуда не дергаться.
Прямой автобус Трубчевск - Стародуб недавно отменен и добраться можно только на такси, а это примерно 1400-1500 рублей, при расстоянии примерно в 75 километров. Но если едешь не один, а компанией, то выходит вполне приемлемо.
Кстати именно поэтому в сельских местностях России невероятно сильно развито такси. Ну по крайней мере в европейской части страны. Не знаю как там на Урале и восточнее.


1. Стародуб, это самая западная точка в Брянской области, где мне довелось пока что побывать.


2. Это в центре города, где сосредоточена вся местная жизнь.
Население составляет 19 тысяч человек, расстояние до областного центра - 140 километров. Транспортное сообщение с ним, благодаря близости международной автотрассы А-240 (Гомель - Брянск) хорошее. Легко добраться отсюда в Почеп, Новозыбков, Клинцы, а вот в сторону Погар - Трубчевск нет.


3.


4. В целом город произвел впечатление несколько менее ухоженного чем Трубчевск. Хоть и область при этом одна.


5. Местная администрация.


6. Дуб - символ города, посаженный в 2005 году в парке 40-летия Победы.


7. Советская площадь.


8. Здания и аттракционы на главной площади городка.


9.


10.


11.


12. На улице Первомайской частично сохранилась старая застройка.


13.


14. Рыночная площадь перед собором Рождества Христова.


15. Собор в стиле малороссийского барокко, построен в конце XVIII века. Являлся при гетманьщине полковым собором.
Старинный храм сохранился, несмотря ни на что.


16.


17.


18. Рынок, который к этому времени уже сворачивался.


19.


20. Еще один храм, расположенный поблизости, это церковь Николая Чудотворца. Построена в 1903 году на месте более раннего храма, в классическом стиле, характерном для эпохи императора Александра I. Храм тоже пережил XX век.


21. Улица Евсеевская.


22.


23. В этом месте начинается низина, по которой протекает речушка Бабинец, образующая в городе обширный пруд.
Река эта входит в бассейн Десны.


24.


25. Дорога в южную, заречную часть Стародуба проходит как раз по плотине на реке.


26. Местный пруд с карасями, линями, окунями и щуками. Очень похож на сотни таких же в городках на Украине, которая совсем рядом.


27.


28. Видна возвышенность, на которой располагается центр городка.


29. Храм Богоявления Господня в заречной части Стародуба. Имеет колокольню. Построен в 1789 году в малороссийском стиле.


30. Очень уютное местечко у пруда.
Вот же тенистое место, где есть о чем подумать среди такой родной растительности. О близости малой родины (До Киева 280 км) например и о том новом трагическом разделении земель на Руси, происходящем сейчас.


31.


32. Улица в заречной части города.


33.


34. В храме.


35. Заброшенный Екатерининский острог.


36. Этот тюремный замок был построен в начале XIX века при Александре I, совсем рядом с берегом местного пруда.
Именно в этом месте располагалось ядро местной крепости в былые века.


37. Интересно, что тут было в советские годы?
Кстати в этом укромном месте обнаружили полицейскую машину. Они то-ли отдыхали, то-ли кого-то ожидали в этом заросшем и безлюдном месте.


38.


39. Дома по улице Евсеевской.


40.


41.


42. Здание бывшей синагоги перестроенное в почтамт.


43. А, что означает вот это, я так и не понял.


44.


35. Сквер 348-й дивизии.


36.


37.


38. Дома по улице Московской.


39.


40.


41. Дом в котором размещается краеведческий музей.


42. Улица Гагарина. Идет в сторону местного автовокзала, а также железнодорожной станции, расположенной в северной части городка.


43.


44.


45. Торговый центр у автовокзала.


46. Автовокзал в Стародубе, конечно представляет из себя сплошной памятник эпохе СССР.


47. В самом здании висят вот такие раритеты 80-х годов.
Вот тут хорошо видно, что интенсивное движение только в сторону областного центра.


48.


49.


50. Всё ещё советское.


51.


52.


53. Колония строгого режима.
"Федеральное казённое учреждение «Исправительная колония № 5» УФСИН по Брянской области". Находится рядом с автовокзалом.


54. На территории колонии хорошо заметно старое дореволюционное здание из красного кирпича.


55.


56. Местный железнодорожный тупик.


57. Ветку от Унечи проложили в 1900 году. Есть даже здание вокзала, но пассажирского движения нет уже с 90-х годов.
Но станция жива судя по всему.


58.


59. Прямо напротив жд тупика видны развалины чего-то старого и дореволюционного. Вероятно это здание было как-то связано со станцией.


60. Дома по улице Свердлова.


61.


62.


63.


64.


Tags: Брянская область, Западная Россия
Subscribe

  • Сестрорецкий инструментальный завод.

    Оказывается на территорию старого Сестрорецкого Инструментального завода имени Воскова, по крайней мере в ту его часть, где самые старые постройки,…

  • Северное правобережье Невского района.

    Попался мне заказ в правобережной части Невского района в крупной спальном массиве, который был построен в 80-е годы. До этого тут никто не жил -…

  • В Сосновой поляне.

    Сосновая поляна это самый удаленный район Петербургского юго-запада. Расположен между железной дорогой на Петергоф и Петергофским шоссе. Район очень…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments

  • Сестрорецкий инструментальный завод.

    Оказывается на территорию старого Сестрорецкого Инструментального завода имени Воскова, по крайней мере в ту его часть, где самые старые постройки,…

  • Северное правобережье Невского района.

    Попался мне заказ в правобережной части Невского района в крупной спальном массиве, который был построен в 80-е годы. До этого тут никто не жил -…

  • В Сосновой поляне.

    Сосновая поляна это самый удаленный район Петербургского юго-запада. Расположен между железной дорогой на Петергоф и Петергофским шоссе. Район очень…