flackelf (flackelf) wrote,
flackelf
flackelf

Categories:

Козельск железнодорожный.

Малоизвестный аспект этого города. Все приезжают сюда исключительно ради Оптиной пустыни и совершенно никому не приходит в голову посмотреть на здешний старый вокзал, который практически уже сейчас превратился в памятник истории, потому что как транспортный объект он мало кого тут интересует.

1. При въездах в этот замечательный древний русский город стоят вот такие стелы.



2. Молокозавод, который можно видеть при въезде в город со стороны Сухиничей.


3. Пересекаем ту самую историческую железную дорогу Смоленск - Раненбург, на которой стоит станция Козельск.


4. К вокзалу мы заехали в самую первую очередь, еще даже до вселения в гостиницу.
Привокзальная площадь в Козельске является конечной местных марщруток. Еще вот старая водонапорная башня 1899 года сохранилась.


5. Вот что из себя представляет это здание, построенное в 1899 году на исторической железной дороге Смоленск - Раненбург, протяженностью 536 километров, от которой сейчас осталась только ее половина. Сейчас тут никого нет, а когда-то, лет 110 назад, на местной железнодорожной станции, которая являлась основными транспортными воротами в знаменитую Оптину пустынь, кипела жизнь. Практически все известные и знаменитые люди приезжали сюда именно поездом, к счастью маршруток и автомобилей тогда еще не было.


6. Большая часть вокзала сдается в аренду.


7.


8.


9. Направление на Тулу, к центру города и довольно высокому мосту через реку Жиздра.
Сам вокзал находится на западной окраине Козельска.


10. По сути станция превратилась в обычный разъезд. Движение малоинтенсивное, не видать даже маневровой "Чмухи". И хотя накат на путях имеется, за два дня пребывания в Козельске я так и не увидел и не услышал ни одного поезда.


11. Железную дорогу Раненбург (станция недалеко от Мичуринска) - Смоленск строили как рокадную, для вывоза экспортного зерна в порты Прибалтики. Дорога прошла значительно южнее громадного московского узла, через южную часть центральной России, напрямую связывая порты Прибалтики, которые тогда принадлежали России, с железными дорогами в среднее и нижнее Поволжье.
Вот как в одном источнике замечательно написали об этой дороге:
Линия Смоленск - Раненбург - это не просто ЖД-ветка, это живая легенда. Вот не полный список мест,
лежащих на линии и неподалеку, которые должны вызывать трепет у каждого россиянина:
- легендарный город-герой Смоленск, бывший во все времена защитником России на западном направлении;
- знаменитая Ельня, родина советской гвардии в тяжелый 1941 г.;
- печально известные Брынские леса, родина Соловья-разбойника;
- "злой город" Козельск, показавший в 1238 г. образец русской стойкости за свободу;
- знаменитые Тульские леса, "угостившие" гитлеровцев в 1941-1942 гг. "вкусным пряником", в которых было
остановлено продвижение неприятеля к Москве;
- места последнего путешествия писателя Л.Н.Толстого."

Деградировать железная дорога стала сразу же после гражданской войны и потери Прибалтики. Движение сильно упало, но дорогу поддерживали, пустили даже поезд Смоленск - Мичуринск, который ходил до самых 90-х годов.
После 1991 года участок Белев - Волово - Куликово поле постепенно закрыли и разобрали и осталась тут только ветка на Лихвин - Тулу. Пригородное движение на станцию Белёв, которая стала практически тупиковой, закрыли в 2016 году по причине нерентабельности.
А когда-то, до войны, станция Козельск была узловой, на ней от основной дороги Смоленск - Раненбург отходила ветка на Тулу. Об этом сейчас напоминают остатки старого моста через Жиздру. А их в Козельске через реку было тогда целых два.
После войны один из мостов не стали восстанавливать и узловую станцию переместили немного восточнее. Сейчас же выжила именно второстепенная когда-то дорога на Тулу, основная на Раненбург канула в лету, оставив после себя только заросшие насыпи.


12. Направление на запад на Сухиничи и Смоленск.


13. К счастью город был недолго в руках немцев, всего пару месяцев, но после этого очень долго был прифронтовым. Немецкий орловский выступ, который они держали до августа 1943 года, был чуть южнее и рядом.


14. Великая княгиня прибыла на станцию Козельск в мае 1914 года, направляясь в женский монастырь в Шамордино, который тоже находится в этих местах.
Была зверски убита большевиками на Урале в июле 1918 года.


15. Несмотря на слабое движение, все поддерживается в рабочем состоянии, чистоте и достаточно ухожено.


16. Пригородное движение есть только на Сухиничи. Но оно тоже под угрозой остановки из-за конкуренции с местными маршрутками.
Ходит по всей видимости рельсовый автобус РА1, либо чешский дизель АЧ2


17. Дорогу спасают два поезда дальнего следования, с довольно экзотическими маршрутами. Причем белорусский поезд ходит еще с советских времен.
Но и они ходят не ежедневно.


18. Вот нашел в сети фото белорусского поезда, который проходит в районе Козельска.


19. В здании вокзала.


20.


21. Несмотря на свои сложные отношения с РПЦ, перед самой смертью Лев Толстой посетил два местных монастыря.


22.


23. Вот тут хорошо виден Козельск, узловая станция Тупик, перенесенная на другой берег Жиздры после войны и собственно уже разобранная дорога Горбачево - Волово - Куликово поле. Участок Белёв - Горбачево, не знаю уже разобран или еще нет.
На фоне всего этого, пролегающий чуть южнее магистральный ход Смоленск (Гомель) - Брянск - Орел - Елец - Грязи, после украинских событий, напротив стал более важным, на нем выросло движение и просится второй путь. Он стал своего рода северным обходом Украины.


24. Железнодорожный переезд в самом центре города на главной улице.


25. Рядом храм и старинный деревянный домик. Ну собственно о городе Козельск будет отдельный пост.


26. Я так понял это расстояние от Раненбурга. По жд линии которой уже нет.


27. Тут очень красивое место, а по жд мосту через Жиздру, который стоит довольно высоко, народ активно ходит на ту сторону, в сторону заречной части Козельска.  Самая короткая дорога к которой проходит именно по нему.


29. Церковь Вознесения Господня у жд насыпи, стоящая над Жиздрой.


30. Виды на Жиздру и ее долину с железнодорожного моста.


31. Вот в этой стороне, чуть правее у леса и находится Оптина пустынь.


32. Остатки второго жд моста и насыпи. Мост был разрушен в войну и больше его не восстанавливали. Именно эта линия до 1941 года была основной и шла на Белёв и Раненбург.


33. Необычайно красивый ландшафт Калужской области. Еще и не север Руси, но уже и не юг, как например в Белгородской области. Что-то среднее, переходное.
Кочевники нападавшие на Русь, как раз всегда доходили до этих мест. Севернее за Окой, лесов и болот становилось больше, они были гуще и центр нового Русского государства город Москва возник именно там.


34. Заречная часть города, недавно построенная церковь у железнодорожной насыпи линии Козельск - Тула и очень красивые смешанные леса Национального парка Угра, которые растянулись вдоль правого берега Жиздры, которая немного севернее впадает в Оку.


35. Вид на Оптину пустынь издалека, с дороги Козельск - Калуга.


Tags: Калужская область, РЖД
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments